7.5 Траверсы
Траверсы применяют при монтаже длинномерных конструкций, когда не хватает высоты строповки для гибких стропов, либо когда монтируемая конструкция не может воспринимать сжимающие усилия, возникающие при наклонных гибких стропах.
Траверсы целесообразно применять на трубозаготовительных базах для укладки труб, для сварки или для погрузки плетей длиной до 36 м на плетевозы, а так же для монтажа крупных блоков воздуховодов длиной 20-30 м, которые не обладают достаточной жёсткостью. В качестве несущего элемента траверсы используются трубы, швеллера и двутавры.
На практике монтажа трубопроводов и воздуховодов используются две схемы работы траверсы. Схема 1 (рисунок 7.12). Траверса по этой схеме работает на изгиб.
Рисунок 7.12. Расчётная схема траверсы, работающей на изгиб
Порядок расчёта траверсы, работающей по схеме, показанной на рисунке 12:
1) Определяется максимальный изгибающий момент в траверсе, который всегда будет под точкой приложения груза в пролёте траверсы
М=Q/2∙е/2, Н∙cм; (7.10)
где Q - вес поднимаемой конструкции, Н; l-расстояние между точками прикрепления груза, см.
2) Определяем нормальное напряжение в траверсе при изгибе и сравниваем его с допустимым
σ=М/W≤σДоп, Н/см2; (7.11)
где W - момент сопротивления сечения траверсы.
Сечение траверсы удовлетворяет условиям прочности, если расчётное нормальное напряжение при изгибе будет не больше допустимого, т.е.< 16000 Н/см2.
Пример
Рассчитать траверсу, закреплённую к крюку грузоподъёмного механизма, для подъёма воздуховода длиной 12000 мм, диаметром 1000 мм. Воздуховод изготовлен из стали толщиной 1,5 мм. Длина траверсы l= 700 см.
Решение:
Определяем вес воздуховода, Q, H:
Q=1,37·F∙р∙H;
где 1,37 - коэффициент, учитывающий вес фланцев, хомутов, подвесок и прокладок под стропы, F - площадь поверхности воздуховода, м2:
F=L∙π∙D;
где L - длина воздуховода, м; D - диаметр воздуховода, м; p -вес 1 м2 поверхности воздуховода. Для стали толщиной 1,5 мм p=120 Н.
Q=12∙3,14∙1∙120∙1,37=6195 Н.
Максимальный изгибающий момент
M=Q/2∙l/2=6195/2∙ 700/2=1084165 Н∙cм.
Для траверсы выбираем швеллер № 14, для которого момент сопротивления W=70,2 см3.
Проверяем нормальное напряжение, возникающее в траверсе от изгиба.
σ=М/W=1084165/70,2 = 15444 Н∙cм <16000 Н∙cм.
Схема 2 (рисунок 7.13)
Порядок расчёта траверсы, работающей по схеме, показанной на рисунке 7.13:
1) Находим усилие N в канатах двухветвевого стропа:
N=Q/2∙1/соs α, Н, (7.12)
где Q- вес поднимаемого груза, Н; α - угол наклона ветви стропа к вертикали.
2) Находим сжимающее усилие N1 в балке траверсы:
N1=Q/2∙tg α, Н. (7.13)
1-траверса, 2-поднимаемая конструкция, 3-облегчённый строп,
4-двухветвевой строп
Рисунок 7.13. Расчётная схема траверсы, работающей на сжатие
3) Проверяем балку траверсы на устойчивость
σ=N1/F∙φ≤σдоп, Н/см2 , (7.14)
где F-площадь сечения балки, см2; φ - коэффициент продольного изгиба, зависящий от гибкости траверсы X, определяемой по таблице 7.6; λ - определяется отношением длины траверсы ℓ, в см к минимальному радиусу инерции, определяемому по сортаменту выбранной балки imin, в см.
λ=ℓ/ imin
Таблица 7.6 - Зависимость коэффициента γ от гибкости λ при расчётном сопротивлении стали R=200 МПа
λ | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
φ | 1 | 0,988 | 0,967 | 0,939 | 0,906 | 0,869 | 0,827 | 0,782 | 0,734 | 0,665 | 0,599 |
λ | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 |
φ | 0,537 | 0,479 | 0,425 | 0,376 | 0,328 | 0,290 | 0,259 | 0,233 | 0,210 | 0,191 | 0,174 |
Пример 2. Рассчитать траверсу подвешенную к крюку грузоподъёмного механизма с помощью двухветвевого стропа (схема 2, см. рисунок 13), для подъёма воздуховода из предшествующего примера длиной 12 м, диаметром 1000 мм и весом 6195 H. Длина траверсы 7 м, угол α между ветвью стропа и вертикалью равен 450.
Решение:
Находим усилие в канатах двухветвевого стропа
N=Q/2∙сos α=6195/2∙0,7070=4381 H
Определяем расчётное усилие в канате
R=N∙K=4381∙ 6=26286 Н,
где К-коэффициент запаса для строп равен 6.
Подбираем канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6x36+lос, диаметром 6,7 мм, σ=1960 Н/мм2 с разрывным усилием 27600 H.
Сжимающее усилие в балке траверсы N1:
N1=Q/2∙tg α=6195∙1/2=3098 H
Проверяем принимаемый швеллер № 10 на устойчивость, для чего определяем гибкость
λ=l/ imin =700/3,99=175,4>150,
Значение imin определяем по сортаменту на швеллера imin =3,99 см.
Следовательно, швеллер №10 не отвечает требованию.
Принимаем швеллер №12, имеющий imin =4,78 см.
λ=700/4,78=146< 150.
Напряжение в балке
σ=N1/F∙φ,
где F - определяем по сортаменту, для швеллера №12 F = 13,3см2; φ - определяем по таблитце 6 путём интерполяции для λ=146 и φ =0,347;
σ=3098/13,3∙0,347=671 Н/см2 <16 000Н/смг.
Не смотря на то, что напряжение много меньше допустимого, уменьшать размер швеллера нельзя из условий прогиба.
- Введение
- Практическое занятие № 1.
- 1.1 Основы автоматизации производственных процессов
- 1.2 Основные понятия и определения
- 1.3 Технологические процессы и машины как объекты автоматизации строительства
- 1.4 Характеристика технологических процессов
- 1.5 Общие принципы построения и функционирования автоматических систем управления машинами и технологическими процессами
- Практическое занятие № 2 Основные технологические приемы и процессы получения заготовок и обработки деталей
- 2.1 Термины, определения и стандарты в производственном и технологическом процессах
- 2.2 Машиностроительное производство и его характеристики
- 2.3 Основные технологические процессы, их классификация и описание
- 2.3.1 Заготовки деталей машин
- 2.3.2 Обработка цилиндрических деталей типа валов.
- 2.3.3 Виды окончательной обработки валов
- 2.3.4 Обработка отверстий
- 2.3.6 Обработка плоских поверхностей и пазов
- 2.3.7 Обработка резьбовых поверхностей
- 2.3.8 Обработка фасонных поверхностей
- 2.4 Припуски на обработку
- 2.5 Точность обработки и качество поверхности
- 2.5.2 Факторы, влияющие на точность обработки
- 2.5.3 Шероховатость поверхностей деталей
- Практическое занятие № 3 Механизация и автоматизация процессов изготовления воздуховодов и фасонных частей
- 3.3 Изготовление прямых участков металлических
- 3.4 Станки и механизмы для изготовления воздуховодов
- 3.5 Автоматизированная поточная линия для изготовления прямоугольных воздуховодов с бесфланцевым соединением
- 3.6 Автоматизированная линия для изготовления
- Практическое занятие № 4 Подготовка и сборка трубопроводов в системах тгв
- 4.1 Общие сведения о трубах
- 4.2. Соединение стальных труб
- 4.3. Соединение чугунных труб
- 4.4. Соединение асбестоцементных и керамических труб
- 4.5 Соединение бетонных и железобетонных труб
- 4.6 Соединение пластмассовых труб
- Практическое занятие № 5. Техника и технология сборки и защиты трубопроводов от коррозии
- 5.1 Сборка воздуховодов из цветных металлов и сплавов
- 5.2 Сборка неметаллических трубопроводов
- 5.3 Технология паяния
- 5.4 Машины и механизмы для сборки и сварки стальных
- 1, 2, 3 В кружках - позиции сварщиков; I, II, III - последовательность наложения шва неповоротного стыка
- 5.5 Изоляция стальных трубопроводов.
- Практическое занятие № 6 Средства механизации строительно-монтажных работ (ручные машины и установки)
- 6.1 Общие сведения
- 6.2 Ручные машины для образования отверстий
- 6.3 Ручные машины для крепления изделий и сборки
- 6.5 Ручные машины для разрушения прочных материалов и работы по грунту.
- 6.5.1 Отбойные молотки и бетоноломы
- 6.6 Ручные машины для шлифования материалов
- 6.7 Ручные машины для резки, зачистки поверхностей и обработки кромок материалов
- Практическое занятие № 7. Основы расчетов и выбора основного оборудования механизмов подъема грузоподъемных машин и установок
- 7.1 Грузозахватные устройства
- 7.2 Основные правила строповки
- 7.4. Расчёт и подбор стальных канатов для гибких строп
- 7.5 Траверсы
- Практическое занятие № 8. Оборудование для земляных и планировочных работ при сооружении систем тгв
- 8.1 Общие сведения
- 8.3 Бульдозеры.
- 8.4 Выбор землеройной машины
- Практическое занятие № 9 Монтажные краны, автовышки, автогидроподъёмники и автопогрузчики
- Библиографический список
- Механизация и автоматизация производства систем теплогазоснабжения и вентиляции
- 300600 Г. Тула, просп. Ленина, 92
- 300600, Г. Тула, ул. Болдина, 151