1.5 Общие принципы построения и функционирования автоматических систем управления машинами и технологическими процессами
Основные понятия и требования к машинам. Любая машина представляет собой устройство, совершающее полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой. Она состоит из ряда механизмов различного назначения, объединённых общим корпусом, рамой или станиной.
Основные требования, характеризующие одновременно качество машины (это способность машины удовлетворять определённым потребностям, связанным с их назначением), можно представить рядом показателей:
1) назначение – характеризуется свойствами машины, определяющие основные функции обусловливающие область их применения. К этой группе относятся следующие показатели:
классификационные, определяющие один или несколько основных параметров (передаточное число редуктора, вместимость ковша экскаватора, скрепера, грузоподъемность кранов, размеры отвала бульдозера и т.п.);
функциональные и технической эффективности (обеспечение максимально возможной производительности при работе в любую погоду, любое время суток и года, минимальной стоимости единицы продукции при работе в конкретных производственных условиях), а также качества выполняемой работы;
конструктивные, определяющие основные проектно-конструкторские решения машины (габаритные и присоединительные размеры; рабочее давление в гидросистеме; мощность привода; усилие на рабочем органе; скорости рабочих органов; ширина, глубина и радиус действия; тип ходового устройства и привода; наличие элементов автоматики; приспособленность к меняющимся условиям эксплуатации; возможность работать в стесненных условиях; достаточно высокая маневренность, проходимость, мобильность и устойчивость; минимальная масса; простота и прочность конструкции, легкость ее технического обслуживания и ремонта).
маневренность - способность машины передвигаться и разворачиваться с минимальным радиусом поворота в стесненных условиях стройплощадок и при транспортировании.
проходимость - способность машины преодолевать различные неровности местности, небольшие водные преграды, двигаться по грунтам со слабой несущей способностью и снежному покрову. Она характеризуется видом ходового оборудования, силой тяги, удельным давлением на опорную поверхность (грунт, дорожное покрытие), величиной дорожного просвета (расстоянием от нижней точки машины до опорной поверхности), а у колесных машин радиусами продольной и поперечной проходимости.
мобильность - способность машины к достаточно быстрому перемещению с объекта на объект с минимальной трудоемкостью перевода ее из транспортного положения в рабочее и обратно.
устойчивость - способность машины противостоять действию сил, стремящихся опрокинуть ее при рабочем процессе и перемещениях на подъемах, спусках и косогорах.
2) надежность характеризует общее свойство машины сохранять свою работоспособность во времени и включает в себя такие понятия как работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
работоспособность - состояние машины, при котором она способна выполнять заданные функции и сохранять значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
безотказность - свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Она в свою очередь, характеризуется:
- сопротивляемостью элементов конструкции разрушению, износу, коррозии и т.п.;
- стабильностью физико-механических свойств конструкционных материалов;
- стабильностью рабочих процессов в сборочных единицах, агрегатах и системах.
Для таких причин нарушения работоспособности как коррозия, облучение, действие внешних температурных факторов и т.п., время работы до отказа оценивается календарной продолжительностью работы машины (месяцы, годы) и называется сроком службы до отказа, а регламентированное время работы машины - сроком службы.
Для большинства машин основное значение имеет продолжительность работы (в отработанных часах) или выполненный объем (число циклов, масса или объем переработанных материалов, производительность и т.п.), поэтому время работы до отказа в этом случае называется наработкой на отказ, а регламентированное время работы машины - ресурсом.
долговечность - свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
ремонтопригодность - приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению причин повреждений (отказов) путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Отказ - нарушение работоспособности машины. Все виды отказов делятся на две группы А и Б:
- группа А - из-за нарушения элементов (поломки, деформации, износ, обрыв проводов, короткое замыкание и т.п.);
- группа Б - вследствие нарушения качеств функционирования (нарушение регулировок, засорение гидросистемы, течь в местах соединения шлангов и т.п.).
Отказы классифицируются:
- по частоте - единичные и повторяющиеся;
- по взаимосвязям - первичные (независимые) или вторичные (зависимые), вызванные действиями другого отказа;
- по условиям возникновения - возникшие при выполнении основных функций или при хранении, транспортировке, на холостом пробеге;
- по уровню внешних воздействий - при нормальных или ненормальных (отклонение от правил техобслуживания и управления, при недопустимых нагрузках и т.п.) условиях работы;
- по внешним проявлениям - явные (быстрое обнаружение) и скрытые (время обнаружения выше установленных норм);
- по виду - легкие (разрушение прокладки), средние (вызывают остановку машины для ремонта), тяжелые (значительные разрушения);
- по сложности устранения - требуют проведения технического обслуживания, текущего или капитального ремонта;
- по способности к восстановлению - устраняемые в эксплуатационных или стационарных условиях;
- по возможности прогнозирования - прогнозируемые (диагностическими приборами от изменения параметров, наработки, возраста) или непрогнозируемые;
- по характеру изменения параметров - постепенные (начинаются сразу после начала работы машины, зависят от длительности работы и связаны с процессами износа, коррозии, усталости и ползучести материалов); внезапные (сочетание неблагоприятных факторов и случайных внешних воздействий, превышающих возможности машины к их восприятию, возникают через некоторые случайные промежутки времени, не зависят от состояния машины и длительности предыдущей работы, а процесс протекает быстро) и сложные (включают особенности предыдущих отказов, время возникновения - величина случайная, а скорость процесса зависит от сопротивляемости элементов машины);
- по последствиям - отказы функционирования (связаны с повреждениями отдельных элементов машины, которая не может выполнять свои функции: выкрошился зуб шестерни, насос не подает масло в систему, не заводится двигатель внутреннего сгорания) или параметрические (машина выполняет свои функции, но работает за пределами своих технических требований - характеристик: загазованность воздуха, падение КПД передачи, снижение давления в рабочей жидкости гидросистемы). Оба вида отказов могут быть как постепенными, так и внезапными (в последнем случае отказ будет параметрическим, если потеряна точность работы машины или ее элементов, и функциональным, если произошло заклинивание одного из механизмов).
Предельное состояние машины возникает при невозможности ее дальнейшей эксплуатации.
В строительных машинах различают три группы элементов, отличающихся характеристиками предельных состояний:
- группа А - невосстанавливаемые элементы после первого отказа (пружины, подшипники качения, зубчатые колеса, уплотнения, тормозные накладки);
- группа Б - восстанавливаемые элементы и простые системы, имеющие в эксплуатации более одного отказа. Их работоспособность до предельного состояния поддерживается регулировкой, очисткой, заменой элементов и т.д. Предельное состояние - отказ, вызывающий необходимость в восстановительном или капитальном ремонте;
-группа В - сложные системы (машины в целом). Работоспособность их до предельного состояния поддерживается в результате проведения мероприятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Предельное состояние наступает при возникновении необходимости в капитальном ремонте или списании машины.
3) ремонтопригодность машин включает в себя следующие основные понятия:
- доступность (удобство осуществления осмотра по регулировке и замене деталей руками и инструментом с отсутствием работ на ощупь и с минимальными объемами дополнительных работ и минимальной утомляемостью рабочих);
- контролепригодность (возможность контроля технического состояния элементов машин при профилактических мероприятиях, а также поиска отказавшего элемента или причины неисправности с помощью специальных методов и средств, к каковым относятся диагностическая аппаратура, индикаторы давления, температуры, загрязненности фильтров и т.п.);
- легкосъемность (замена сборочных единиц или агрегатов с минимальными затратами времени и труда, определяемая массой, габаритами, системой крепления и конструкций разъемов съемного узла);
- взаимозаменяемость (характеризуется объемами пригоночных работ при установке однотипных элементов);
- блочность и агрегатность (возможность демонтажа и монтажа на машину сборочной единицы или агрегата без предварительной разборки его или смежного с ним узла);
- степень унификации (использование однотипных деталей и сборочных единиц в разных машинах, особенно на ограниченном пространстве применения последних).
Все показатели надежности носят вероятностный статистический характер.
4) стандартизация и унификация характеризуют насыщенность машин стандартными, унифицированными и оригинальными деталями и сборочными единицами.
Стандартизация предусматривает введение обязательных норм - стандартов, которым должны соответствовать определенные детали, сборочные единицы и параметры машин при проектировании, изготовлении и эксплуатации. По заводским и отраслевым нормам, государственным (ГОСТ) и международным (ИСО) стандартам выпускается большое количество деталей и узлов (крепежные детали, подшипники, редукторы, гидроаппаратура, системы и приборы автоматизации), применяемых в машинах различного назначения, а также устанавливаются вместимость ковша экскаватора, грузоподъемность трубоукладчика и др.
Конструкцию машин допускается изменять и совершенствовать. В соответствии с этим используется взаимозаменяемость деталей и узлов, позволяющая производить их сборку или замену без предварительной подгонки.
Взаимозаменяемость основана на широкой унификации, т.е. на рациональном сокращении номенклатуры однотипных деталей и сборочных единиц для применения их в разных машинах, а также и в однотипных машинах.
Наличие стандартов позволяет осуществить массовое изготовление по новейшей технологии деталей и узлов, повышение их качества (ведущее к надежности и долговечности) и снижение затрат времени, труда материалов и средств при проектировании, изготовлении и эксплуатации машин.
5) эргономические требования отражают взаимодействие человека с машиной и делятся на:
гигиенические - соответствие кабины условиям жизнедеятельности и работоспособности машиниста (размеры кабины, освещенность, вентиляция с фильтрами для очистки воздуха, вибрация, пыле- и газонепроницаемость и т.д.);
антропометрические - соответствие рабочего места и его частей форме, весу и размерам тела машиниста (удобное, регулируемое по высоте и горизонтали сиденье машиниста, регулируемые подлокотники, расстояние до рычагов, рукояток и кнопок управления и т.д.);
физиологические и психофизические - соответствие рабочего места физиологическим свойствам машиниста и особенностям функционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности машиниста требуют легкое механизированное или автоматизированное управление; пороги слуха, зрения и т.д.);
психологические - соответствие рабочего места машины возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека.
Частично эргономические требования; представлены в требованиях безопасности.
6) эстетические требования характеризуются информационной выразительностью (соответствие формы назначению), рациональностью форм, целостностью композиции, совершенством производственного исполнения, соответствием современному стилю, внутренней и внешней отделкой и окраской, согласованностью с окружающей средой, удобством расположения и четкостью исполнения фирменных знаков, марок, указателей и т.п.
7) экологические требования учитывают вопросы, связанные с охраной окружающей среды при эксплуатации машин. К ним относятся выявление возможностей механических (нарушение земной поверхности и растительности), химических (содержание и вероятность выбросов вредных частиц, газов, масел, топлива, излучений не только при эксплуатации, но и при хранении и транспортировании), световых, звуковых, биологических, радиационных (растительный и животный мир) и других воздействий на окружающую среду с целью их ограничения до допустимых пределов.
8) безопасность должны обеспечивать конструкция машины, меры и средства защиты людей, работающих на машине и рядом с ней при эксплуатации, монтаже-демонтаже, ремонте, хранении, транспортировании, в зонах возможной опасности, в том числе в аварийных и послеаварийных ситуациях от механических (защита движущихся элементов машины кожухами, заносы и устойчивость, на поворотах и при вращении поворотных платформ, в продольном и поперечном направлениях против опрокидывания), электрических (замыкания в электроцепи), тепловых (разогреваемые строительные материалы, пар, повышенная температура воды, двигателя, сварка и наплавка) воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, шумов, радиоактивных излучений и т.п.
Снижение травматизма достигается повышением прочности и жесткости конструкции кабины, использованием на них безосколочных стекол, установкой на окнах защитных решеток, а в потолке - аварийного люка, обеспеченностью звуковой и световой сигнализацией и приборами, предупреждающими о критических ситуациях и при взаимодействии с совместно работающими рабочими, автоматическими устройствами безопасности и блокировки. Большое значение имеет обзорность, т.е. хорошая видимость и освещенность рабочих органов и окружающих их участков рабочей среды, в том числе с круговым обзором для мобильных машин. На машине должны устанавливаться огнетушители, противоосколочные козырьки, стеклоочистители, омыватели и устройства, исключающие обледенение и запотевание стекол, обогревателей для холодного времени года, кондиционеров для жаркого и тропического климата и т.д.
9) технологичность предусматривает оптимальное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при подготовке производства, изготовлении деталей, сборке и отделке узлов и машины в целом, эксплуатации и ремонтах (в том числе удобство замены узлов и агрегатов), возможность использования прогрессивных технологий с автоматизацией процессов путем внедрения манипуляторов и промышленных роботов.
10) Транспортабельность машин и оборудования должна обеспечить их приспособленность к перемещению в пространстве на транспорте (автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном), с прицепом, на специальных транспортных средствах и своим ходом с минимальными затратами труда и времени на подготовительные операции (укладка в тару, упаковывание, частичный демонтаж, погрузка, крепление и т.п. с противоположными операциями после перевозки).
11) патентно-правовые требования предусматривают патентные чистоту (оригинальные решения в конструкции машин) и защиту (заявки на изобретения в нашей стране, патенты в странах предполагаемого экспорта) машин и являются основным фактором при определении их конкурентоспособности, для возможной реализации не только в стране, но и на внешнем рынке.
12) экономические требования характеризуются ценой и экономическим эффектом, определяемыми на стадиях проектирования, подготовки производства, изготовления, испытаний и эксплуатации при соответствующем увеличении производительности, снижении массы машины, стоимости перерабатываемой продукции и улучшении качества выполняемых работ.
Все вышеизложенные требования, предъявляемые к строительным машинам и оборудованию, регламентируются соответствующими заводскими, отраслевыми, государственными и международными правилами, нормами и стандартами.
Практически все машины состоят из ряда основных сборочных единиц, к которым можно отнести ходовое, силовое и рабочее оборудование, трансмиссии и системы управления, установленные на общей раме (неповоротной, поворотной) или станине.
Каждая машина имеет ряд документов, без которых невозможно ее изготовление, эксплуатация и ремонт. Основными являются:
чертеж общего вида - документ, определяющий конструкцию машины, взаимодействие ее основных частей и поясняющий принцип действия;
сборочные чертежи и чертежи деталей - документы, изображающие деталь и данные для ее изготовления и контроля (размеры, обработка, допуски, посадки) или сборочную единицу и данные для ее сборки и контроля;
схемы - документы, на которых в виде условных обозначений показаны составные части машины и' связи между ними (кинематическая для механического привода, электрическая, гидравлическая, пневматическая и др.);
техническое описание и инструкция по эксплуатации;
инструкция по монтажу, демонтажу и перевозке (по необходимости).
- Введение
- Практическое занятие № 1.
- 1.1 Основы автоматизации производственных процессов
- 1.2 Основные понятия и определения
- 1.3 Технологические процессы и машины как объекты автоматизации строительства
- 1.4 Характеристика технологических процессов
- 1.5 Общие принципы построения и функционирования автоматических систем управления машинами и технологическими процессами
- Практическое занятие № 2 Основные технологические приемы и процессы получения заготовок и обработки деталей
- 2.1 Термины, определения и стандарты в производственном и технологическом процессах
- 2.2 Машиностроительное производство и его характеристики
- 2.3 Основные технологические процессы, их классификация и описание
- 2.3.1 Заготовки деталей машин
- 2.3.2 Обработка цилиндрических деталей типа валов.
- 2.3.3 Виды окончательной обработки валов
- 2.3.4 Обработка отверстий
- 2.3.6 Обработка плоских поверхностей и пазов
- 2.3.7 Обработка резьбовых поверхностей
- 2.3.8 Обработка фасонных поверхностей
- 2.4 Припуски на обработку
- 2.5 Точность обработки и качество поверхности
- 2.5.2 Факторы, влияющие на точность обработки
- 2.5.3 Шероховатость поверхностей деталей
- Практическое занятие № 3 Механизация и автоматизация процессов изготовления воздуховодов и фасонных частей
- 3.3 Изготовление прямых участков металлических
- 3.4 Станки и механизмы для изготовления воздуховодов
- 3.5 Автоматизированная поточная линия для изготовления прямоугольных воздуховодов с бесфланцевым соединением
- 3.6 Автоматизированная линия для изготовления
- Практическое занятие № 4 Подготовка и сборка трубопроводов в системах тгв
- 4.1 Общие сведения о трубах
- 4.2. Соединение стальных труб
- 4.3. Соединение чугунных труб
- 4.4. Соединение асбестоцементных и керамических труб
- 4.5 Соединение бетонных и железобетонных труб
- 4.6 Соединение пластмассовых труб
- Практическое занятие № 5. Техника и технология сборки и защиты трубопроводов от коррозии
- 5.1 Сборка воздуховодов из цветных металлов и сплавов
- 5.2 Сборка неметаллических трубопроводов
- 5.3 Технология паяния
- 5.4 Машины и механизмы для сборки и сварки стальных
- 1, 2, 3 В кружках - позиции сварщиков; I, II, III - последовательность наложения шва неповоротного стыка
- 5.5 Изоляция стальных трубопроводов.
- Практическое занятие № 6 Средства механизации строительно-монтажных работ (ручные машины и установки)
- 6.1 Общие сведения
- 6.2 Ручные машины для образования отверстий
- 6.3 Ручные машины для крепления изделий и сборки
- 6.5 Ручные машины для разрушения прочных материалов и работы по грунту.
- 6.5.1 Отбойные молотки и бетоноломы
- 6.6 Ручные машины для шлифования материалов
- 6.7 Ручные машины для резки, зачистки поверхностей и обработки кромок материалов
- Практическое занятие № 7. Основы расчетов и выбора основного оборудования механизмов подъема грузоподъемных машин и установок
- 7.1 Грузозахватные устройства
- 7.2 Основные правила строповки
- 7.4. Расчёт и подбор стальных канатов для гибких строп
- 7.5 Траверсы
- Практическое занятие № 8. Оборудование для земляных и планировочных работ при сооружении систем тгв
- 8.1 Общие сведения
- 8.3 Бульдозеры.
- 8.4 Выбор землеройной машины
- Практическое занятие № 9 Монтажные краны, автовышки, автогидроподъёмники и автопогрузчики
- Библиографический список
- Механизация и автоматизация производства систем теплогазоснабжения и вентиляции
- 300600 Г. Тула, просп. Ленина, 92
- 300600, Г. Тула, ул. Болдина, 151