logo
все вместе (21 05 12)только что делал

Подготовленная для плакировки

Отличительными свойствами дюралюминов являются высокая пластичность, трещиностойкость, малая чувствительность к дефектам конструкций.

2. Сплавы системы AlMgSi называются авиалями (авиационный алюминий) и относятся к наименее легированным. Марки сплавов имеют обозначение: АВ, АД31, АД33, АД35. При уровне прочности 330 - 360 МПа сплавы являются коррозионно-стойкими, технологичными при деформации, свариваемыми.

Подобное сочетание свойств определяет широкое применение авиалей в машиностроении и народном хозяйстве. Из авиалей изготавливают различные полуфабрикаты: листы, профили, трубы, штамповки, поковки.

3. Сплав системы AlMgZn марки 1915 содержит суммарно не более 6 % магния и цинка, в нем присутствуют также Mn, Cr, Zr. После термообработки механические свойства сплава 1915 близки к авиалям.

Сплав имеет не только высокую общую коррозионную стойкость, но и стойкость к коррозии под напряжением. Сплав высокотехнологичен при прессовании, поэтому нашел наибольшее применение в производстве прессованных профилей и труб.

Главным преимуществом сплава 1915 является отличная свариваемость, которая выражается в том, что прочность сварного соединения составляет 0,9 от прочности основного металла, что является очень высоким показателем, недостигнутым в других свариваемых сплавах.

4. Сплавы АК6 и АК8 на основе системы AlMgSiCu обладают высокой пластичностью при горячей обработке давлением, применяются для ответственных силовых деталей авиационной и другой техники, изготавливаемых ковкой и штамповкой, и поэтому называются ковочными. Сплавы способны работать при криогенных температурах, удовлетворительно свариваются, хорошо обрабатываются резанием, но склонны к коррозии под напряжением.

5. Сплавы системы AlMgLi – Ме, разработанные во второй половине ХХ века и легированные сверхлегким металлом литием, имеют по сравнению с дуралюминами: пониженную плотность - до 2,4 Мг/м3, что позволяет снизить массу конструкции на 10 – 15 %; повышенный модуль упругости сплава по сравнению с дуралюминами на 15 %; хорошую свариваемость.

Первый и наиболее типичный сплав этой группы марки 1420 содержит в своем составе: 5,5 % Mg, 2,1 % Li, 0,12 % Zr. В настоящее время разработаны сплавы нескольких систем: AlMgLiSc, AlMgLiCuSc, AlMgLiCu и др. (марок 1421, 1423, 1424, 1450, 1451 и т.д.).

Сплавы системы AlMgLiZr принадлежат к сплавам средней прочности: sв = 430 – 440 МПа, в то время как алюминий-литиевые сплавы с медью относятся к высокопрочным: sв = 500 – 550 МПа.

Сплавы свариваются всеми видами сварки, что позволило заменить заклепочные соединения сварными и существенно уменьшить массу конструкций. Однако присутствие химически активного лития в сплавах создает большие трудности при производстве, вследствие значительного окисления при выплавке и горячей деформации.

Сплавы являются коррозионностойкими, не требуют защиты при эксплуатации и применяются для деталей обшивки самолета, а также шпангоутов, лонжеронов и т.д.

6. Сплавы Д20 и 1201системы AlCuMn и сплав АК4-1 системы AlCuMgFe Ni являются жаропрочными до 300ºС, за счет легирования никелем, железом и титаном, образующими сложнолегированные мелкодисперсные фазы, устойчивые к коагуляции при нагреве.

Сплавы обладают высокой пластичностью, свариваемостью, однако отличаются пониженной коррозионной стойкостью. Их применяют для изготовления поршней, головок цилиндра, дисков и лопаток компрессора.

7. Сплавы В93, В95, В96, 1933 системы AlMgZn Cu относятся к высокопрочным алюминиевым сплавам и имеют σв = 600 – 700 МПа. Сплавы содержат 2 – 2,5 % Mg, 6 – 8 % Zn, 1 – 2,3 % Cu, а также добавки хрома, марганца, циркония и значительно упрочняются при закалке от температуры 460-470 ºС и последующем искусственном старении за счет выделения дисперсных фаз η - MgZn2 и Т – Al2Mg3Zn3.

К недостаткам сплавов относятся склонность к коррозии под напряжением и растрескиванию при циклических напряжениях, интенсивное разупрочнение при повышении температуры (tраб ≤ 1200С), чувствительность к концентраторам напряжений, невысокая пластичность – от 8 до 11 %.

Для увеличения надежности повышают чистоту сплавов по основным примесям (Fe и Si). В этом случае в марку сплава вводят соответствующее буквенное обозначение: «пч» – сплав повышенной чистоты (менее 0,25 % Fe, менее 0,1 % Si); «оч» – сплав очень чистый (менее 0,15 % Fe, менее 0,1 % Si). Эти меры приводят к значительному повышению характеристик надежности - ударной вязкости КСТ и коэффициента вязкости разрушения K1c, (табл. 4.3).

Таблица 4.3