logo
все вместе (21 05 12)только что делал

Темное поле – твердый раствор сурьмы в олове; светлые крупные частицы – химическое соединение SnSb, мелкие частицы – Cu3Sn (справа – схематическое изображение микроструктуры)

Баббиты Б88 (83 % Sn, 11 %Sb, 6 %Cu) и Б83 (ГОСТ 1320-74) (рис.4.14), многокомпонентные сплавы на основе системы Sn-Sb, имеют гетерофазную структуру: мягкую основу α - твердый раствор сурьмы в олове; твердые фазы -SnSb, Cu3Sn.

Свинцово-оловянные баббиты Б16 и БН (ГОСТ 1320–74) применяют для менее нагруженных подшипников (р ≤ 10 – 15 МПа, рU ≤ 30 МПа·м/с).

Фазовый состав сплавов Б16 (16 % Sn, 16 % Sb, 2 % Сu) и БН: мягкая основа – твердый раствор олова, меди, сурьмы в свинце, твердые фазы - SnSb, Cu3S,Cu2 Sb.

Дешевые баббиты на свинцово-кальциевой основе БКА, БК2 (ГОСТ 1209-90) применяют в машинах железнодорожного транспорта и дизелях при средних давлениях и средних скоростях скольжения.

Фазовый состав баббитов марок БКА, БК2: мягкая фаза – твердый раствор на основе свинца; твердые фазы – PbзNa и Pb3Ca.

Рис. 4.15. Удельная мощность трения баббитов от содержания олова

Сравнение свойств рассмотренных баббитов показывает, что с увеличением содержания олова (рис. 4.15) улучшаются физические свойства сплавов: снижается коэффициент термического расширения, увеличивается теплопроводность, это приводит к снижению износа и повышению удельной мощности трения, которая имеет максимальные значения у баббита Б88. По сравнению с другими антифрикционными сплавами баббиты имеют низкий коэффициент трения и низкую склонность к схватыванию, однако являются дорогим материалом, обладают низким сопротивлением усталости и применяются только в виде покрытий в особо ответственных конструкциях.

Цинковые сплавы ЦАМ10-5 (10%Al, 5% Сu, ост.Zn) и ЦАМ 9,5-1,5 (9,5 % Al, 1,5 % Cu) уступают баббитам на оловянной основе по коэффициенту трения и близки по свойствам к баббитам на свинцовой основе. В литом виде их применяют для монометаллических вкладышей, втулок и т.д. Сплав ЦАМ 10-5 применяют и для отливки биметаллических изделий со стальным корпусом. Вследствие высоких антифрикционных свойств, невысокой стоимости и достаточной прочности (σв = 250 – 400 МПа), эти сплавы могут заменять бронзы при температуре в зоне трения, не превышающей 1000С. В противном случае сплавы размягчаются и налипают на вал, поэтому их используют при сравнительно небольших скоростях скольжения.