logo
все вместе (21 05 12)только что делал

Требуемые свойства сплавов для подшипников скольжения

Физические

Химические

Механические

1.Низкий коэффициент трения

2.Низкая температура плавления (для удобной заливки)

3.Высокая теплопроводность λ

4.Хорошая смачиваемость смазкой

5.Низкий коэффициент термического расширения

6. Отсутствие схватывания с материалом цапфы

1.Коррозионная стойкость в среде масел или в другой рабочей среде

2. Способность образовывать на поверхности защитные пленки

Хорошая прирабатываемость, т.е. способность при трении легко пластически деформироваться и увеличивать площадь фактического контакта, что снижает местное давление и температуру на поверхности подшипника

Требования высокой износостойкости и хорошей прирабатываемости удовлетворяются, если подшипниковые сплавы имеют гетерофазную структуру и состоят из мягких и твердых составляющих (рис. 4.13).

Назначение твердой фазы – быть опорой для вала и обеспечить износостойкость. Мягкая фаза в нормальных условиях работы должна обеспечить прирабатываемость сплава, удержать смазку, а в случае форсированных режимов – размягчиться и предупредить повреждение сопряженных поверхностей. Размягчение увеличивает площадь контакта подшипника с сопряженной поверхностью, способствует снижению удельной нагрузки и предотвращает схватывание. При тяжелых режимах трения мягкая фаза может плавиться и на некоторое время выполнять роль жидкой смазки.

Рис. 4.13. Схема структур сплавов для подшипников скольжения

В качестве антифрикционных материалов наиболее часто применяют баббиты, сплавы на цинковой или алюминиевой основе, бронзы.

Баббиты – подшипниковые сплавы на основе олова или свинца.

Баббиты на оловянной основе Б83, Б88, допускающие работу при давлениях до р = 20 МПа и рU = 75 МПа·м/с, применяют в тяжелонагруженных механизмах: паровые турбины, турбокомпресcоры, быстроходные дизели.

Рис. 4.14. Микроструктура баббита Б83.