logo
Ответы на вопросы к ГАК-экспл

19. Эксплуатация тягодутьевых машин и газовоздушного тракта котельных агрегатов.

Основными величинами, характеризующими работу вентилятора (дымососа), являются: производительность (ма/с; м8/ч), полный напор (На), мощность, потребляемая электродвигателем (кВт), частота вращения (об/мин), полный КПД (%).

Существенное влияние на работу тягодутьевых машин оказывает также конфигурация выходных диффузоров, устанавливаемых после машины. Для того чтобы иметь минимальное сопротивление диффузора, следует стремиться к возможно меньшему отношению площадей выходного и входного сечения диффузора или к возможно большей его относительной длине, под которой понимают отношение абсолютной длины диффузора к корню квадратному из площади входного (меньшего) сечения диффузора.

Для регулирования производительности вентиляторов (дымососов) промышленных котельных применяются поворотные шиберы и осевые направляющие аппараты. Регулирование посредством шиберов или заслонок наиболее просто, но наименее экономично. В связи с этим для регулирования производительности следует применять осевые направляющие аппараты.

В целях максимальной экономики электроэнергии при изменении нагрузки котлоагрегата регулирование производительности вентилятора (или дымососа) следует осуществлять направляющим аппаратом, производя местными шиберами только подрегулировку для необходимого распределения потоков по отдельным горелкам или ответвлениям.

При групповой компоновке газового и воздушного трактов часто имеет место параллельная работа тягодутьевых машин, которая нежелательна. Теоретически производительность машин, имеющих одинаковые напорные характеристики, увеличивается только в 3,5 раза. Однако на практике даже однотипные машины чаще всего имеют различные напорные характеристики (в результате износа рабочих лопаток или ремонта). Совместная работа машин с различными напорными характеристиками на общий тракт не только неэкономична, но чаще всего приводит к ухудшению работы установки.

Для нормальной эксплуатации тягодутьевых машин после монтажа или ремонта необходимо произвести их внутренний и внешний осмотр. При внутреннем осмотре проверяется состояние рабочего колеса, измеряются зазоры между колесом и входным патрубком, проверяется состояние регулирующих устройств и запорных шиберов (легкость их хода и плотность закрытия, отсутствие задеваний и заеданий движущихся частей).

В тягодутьевой машине и на прилежащих участках воздухопроводов и газоходов не должно быть посторонних предметов, все соединения должны иметь надежное крепление. Выявленные в результате внутреннего осмотра недостатки, устраняют, рабочее колесо поворачивают вручную и выполняют измерения, чтобы определить наличие биения колеса; допускается максимальное биение не больше 2 мм при диаметре колеса до 1 м и не больше 5 мм при диаметре колеса до 2 м. После внутреннего осмотра люки и направляющий аппарат или шибер закрывают.

При внешнем осмотре машины следует обращать внимание на наличие и правильность установки ограждения валов и полумуфт, проверять исправность заземления электродвигателя, прочность крепления подшипников к фундаментам или стойкам, поступление воды для охлаждения подшипников, отсутствие посторонних предметов около вращающихся частей машины, наличие уплотнения в местах прохода вала сквозь кожух и ограждающих сеток у всасывающих патрубков вентиляторов. Ограждающие сетки изготовляются из проволоки диаметром 1,5—2,0 мм с ячейками размером не менее 30x30 и не более 50x50 мм. Кроме того, необходимо проверить исправность дистанционного управления и соответствие указателей положения регулирующих устройств у машин указателям, установленным на щите управления.

После осмотра и устранения всех обнаруженных дефектов подшипники промывают керосином и заправляют смазкой. Затем машина проверяется на холостом ходу и под нагрузкой. Пускать машину можно только по указанию лица, ответственного за монтаж или ремонт машины. Перед пуском машины следует убедиться, что направляющий аппарат или шибер машины полностью закрыт. При достижении номинального числа оборотов машина проверяется на отсутствие вибрации. Вибрация подшипников не должна превышать 0,13 мм при частоте вращения 1000 об/мин и 0,16 мм — при 750 об/мин,

Для проверки работы машины под нагрузкой следует медленно открыть направляющий аппарат или шибер с таким расчетом, чтобы нагрузка электродвигателя по амперметру соответствовала номинальной (не больше значения, отмеченного краской чертой, нанесенной на шкалу амперметра).

При работе тягодутьевых машин могут иметь место различные неполадки, требующие иногда немедленной остановки машины. Аварийная остановка производится при сильной вибрации, стуках в подшипниках, признаках задевания подвижных частей о неподвижные, нагреве подшипника выше, установленной нормы, появлении дыма из электродвигателя, задевании ротора электродвигателя о его статор, которое обнаруживается по появлению искр из электродвигателя.

Причиной вибрации может быть неравномерный износ лопаток, ослабление растяжки рабочего колеса, износ вкладышей подшипников, повреждение шарикового (или роликового) подшипника. Вибрация у дымососов двустороннего всасывания часто бывает связана с неравномерным поступлением газов по обеим сторонам, вызванным неправильной регулировкой лопаток направляющих аппаратов. Вибрация также возможна из-за ослабления фундаментных болтов подшипников или электродвигателя либо из-за недостаточной жесткости рам под подшипниками и всей опорной конструкции тягодутьевой установки.

Повышенный нагрев корпусов подшипников и расплавление вкладышей происходит при неправильном уходе за подшипниками вследствие попадания грязи, применения грязного или густого масла, вытекания масла, заедания кольца подшипника, прекращения охлаждения подшипника.

При обслуживании тягодутьевых машин надо помнить, что нельзя снимать во время работы машин защитные приспособления с муфт и валов, а также пускать машины без этих приспособлений. Спецодежда обслуживающего персонала должна быть такой, чтобы вращающиеся части машин не могли ее захватить. Не следует при обтирке работающих тягодутьевых машин наматывать тряпки или концы на руку.

Газовоздушный тракт котлоагрегата должен удовлетворять двум основным требованиям: быть плотным и иметь минимальное сопротивление.

Местами утечек воздуха из воздушного тракта чаще всего являются неработающие горелки (пылевые, газовые, мазутные), а также неплотности в бетонных каналах, проложенных в полу котельной, в шиберах, в сварочных швах металлических коробов, во фланцевых соединениях воздуховодов.

Как показали многочисленные испытания, местами присоса холодного воздуха в газовый тракт чаще всего являются обдувочные лючки и места заделки их в обмуровку, лазы в обмуровке котла, неработающие горелки, проходы постоянных обдувочных устройств через обмуровку котла и хвостовые поверхности нагрева, гляделки в топочной камере и запальные отверстия для горелок, проходы экранных труб через обмуровку, сочленения труб чугунных водяных экономайзеров между собой и с обмуровкой, неплотности в воздухоподогревателях и в общих сборных боровах, особенно в местах установки шиберов, выполненных в виде заслонок, переходы от общих кирпичных боровов к патрубкам дымососов, корпуса дымососов.

При эксплуатации установки необходимо систематически следить за плотностью газовоздухопроводов, периодически проверяя их. Неплотности в газовом и воздушном тракте ведут к излишней загрузке дымососа (или вентилятора) и к перерасходу электроэнергии на тягу и дутье, а иногда и к недостатку тяги и воздуха, что снижает производительность котлоагрегата.

Сопротивление газового и воздушного трактов, обусловливающее потери напора, зависит от квадрата скорости потока, плотности потока и конфигурации тракта. Понизить сопротивление тракта можно путем уменьшения скорости потока и коэффициента местного сопротивления. Однако уменьшение скорости потока приводит к увеличению сечения газовоздухопроводов, а тем самым и капитальных затрат на их сооружение. Поэтому в первую очередь следует снижать местные сопротивления путем рационального выполнения отдельных элементов тракта.