logo
МЕТРОЛ-СТУДЕНТ / УП метрол ч 1 / Book

1. 9. Стандартизация - форма обеспечения единства измерений

Четвертый период развития отечественной метрологии, послевоенный, характеризуется повсеместным внедрением стандартизации как главной организационно-правовой формы обеспечения единства измерений. Созданием в 1954г. Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР получило организационное воплощение единство между стандартизацией и метрологическим обеспечением народного хозяйства, как рычагами управления качеством продукции.

Проводилась большая работа по укреплению научной базы, развивались и создавались новые институты и лаборатории. Это Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева – ВНИИМ в Ленинграде, теперь Санкт-Петербурге, (бывшая Главная Палата мер и весов), Всесоюзный научно-исследовательский институт Комитета стандартов, мер и измерительных приборов – ВНИИК в Москве (Комитет руководил работами до создания Госстандарта), Всесоюзный научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений – ВНИИФТРИ, Харьковский и Новосибирский государственные институты мер и измерительных приборов – ХГИМИП и НГИМиП, создавались филиалы центральных институтов в Свердловске, теперь Екатеринбург, Тбилиси, Иркутске.

На 1966-1970гг. был утвержден первый пятилетний план государственной стандартизации, включенный составной частью в план развития народного хозяйства. В соответствии с планом в 1970г. введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС). Она установила единый порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления народным хозяйством. Были созданы также Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и другие крупные системы стандартов.

С 1970г. постановлением Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Совета Министров СССР ответственность за научно-техническую политику в области качества продукции возложена на Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР). Вводилось государственное планирование качества продукции через планы по стандартизации, задания предприятиям по выпуску продукции, аттестованной государственным Знаком качества. Впервые вводились экономические санкции к предприятиям за выпуск некачественной продукции. Усиление функций надзора потребовало увеличение административного аппарата. Во всех союзных республиках были созданы республиканские управления Госстандарта СССР. В 1973г. утверждена Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), регламентирующая все стороны метрологической деятельности. К середине 1970-х г.г. начали разрабатываться и внедряться различные системы управления качеством.

Однако в дальнейшем постепенно накапливавшиеся негативные явления в стране, связанные отчасти с недостаточным финансированием из-за вынужденных непроизводительных расходов на оборонные нужды, привели к застою в развитии народного хозяйства. Кроме того, командные методы управления, оправданные в послереволюционные и военные годы, не отвечали условиям мирного времени. Нужно было не заставлять, а заинтересовать людей в повышении производительности труда и эффективности производства. Регламентация их деятельности на всех уровнях и во всех сферах народного хозяйства сковывала инициативу, порождала безразличие к результатам труда. Производственные отношения, основанные на исполнительской дисциплине, стали тормозом научно-технического и социально-экономического прогресса. Остро встала проблема качества. Отечественная продукция не вышла на мировой рынок. Разрыв между качеством советских изделий и продукцией зарубежных фирм в среднем увеличился.

Экстраординарной мерой стало введение по решению правительства с 1 января 1987г. государственной приемки продукции. Госстандарт выработал направления перестройки стандартизации, метрологии и контроля качества продукции. Устраняется неоправданная нормативная регламентация, сокращается количество организационно-технических документов, упраздняются отраслевые нормативно-технические документы, организации Госстандарта переводятся на хозрасчет, сокращается численность административного аппарата.