6.Классификация операций
Как было отмечено выше, современный бизнес характеризуется разнообразием направлений, на каждом из которых выполняются свои операции. Поэтому целесообразно классифицировать операции по ряду наиболее важных признаков.
Так, по признакам выполнения управленческих операций, выделяют:
управленческие операции, выполняемые субъектом управления;
производственные операции, выполняемые объектами управления.
В зависимости от сложности и количества выполняемых действий по переработке ресурсов выделяют:
простые операции, состоящие из одного действия или действия, осуществляемого с использованием простых предметов труда (палка, вода, камень и т. п.);
сложные операции, состоящие из нескольких действий или нескольких простых операций, представляющих собой сочетание простых операций, осуществляемых с использованием как простых, так и сложных предметов труда.
По временному параметру можно выделить:
операции, относящиеся к стратегическому управлению;
операции, относящиеся к тактическому управлению;
операции, относящиеся к оперативному управлению.
В зависимости от степени автоматизации операции бывают:
ручные – выполняемые работниками самостоятельно, без применения какого-либо оборудования;
машинные – выполнение которых работниками осуществляется с использованием некоторого оборудования;
автоматические – выполнение операций осуществляется оборудованием без участия работника;
автоматизированные - выполнение операций осуществляется с обязательным участием работника и осуществлением контроля с его стороны.
По признаку «основных функциональных областей (подсистем)» типовой организации (материальной и нематериальной сфер деятельности) выделяют управленческие и производственные операции:
в маркетинге;
в инновациях (исследованиях и разработках);
в снабжении;
в финансовой деятельности;
в управлении персоналом;
производственные операции (под которыми понимают часть производственного процесса изготовления продукции или услуги, представляющую собой законченное действие или ряд взаимосвязанных
действий и выполняемую на одном рабочем месте).
Условия выполнения позволяют выделить:
основные – операции, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции или услуги (изготовление станков, машин, оказание услуги и т. д.);
вспомогательные – операции, выполнение которых обеспечивает бесперебойность основных операций (операции по ремонту оборудования, изготовление оснастки и т. д.);
обслуживающие – это операции, в результате которых выполняются работы, необходимые для нормального функционирования основных и вспомогательных операций (транспортировка, складирование, комплектация и т. д.).
В настоящее время наблюдается интеграция основных и обслуживающих операций. Так, например, в гибких автоматизированных производствах объединены основные, комплектовочные, складские и иные операции.
В зависимости от стадии изготовления продукции (услуги) могут быть:
заготовительные это операции, в ходе которых осуществляется изготовление заготовок (резка материалов и др.);
обрабатывающие – это операции по изготовлению готовых изделий (механообработка, штамповка, термообработка, покраска и т. д.);
сборочные – это операции заключительной стадии изготовления продукции (сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и приборов и т. д.).
По признаку «тип производства» можно выделить:
операции в опытно-экспериментальном производстве;
операции в единичном и мелкосерийном производстве;
операции в серийном и крупносерийном производстве;
операции в массовом и непрерывном производстве.
По признаку «принадлежность к отрасли» различают операции:
в машиностроительном производстве;
в здравоохранении;
в сфере гостеприимства;
в сфере образования и т. п.
Классификацию современных операционных систем чаще всего осуществляют по характеру движения материальных потоков от поставщика к покупателю.
Системы, охватывающие производство, поставки и транспортировку к конечному потребителю (покупателю) продукции. Эти системы, в свою очередь, подразделяются на следующие:
поставщик - обработка – запас – покупатель (характерна для производства, где исходное сырье нельзя долго хранить, а также для опытно-экспериментального производства);
поставщик - обработка – покупатель (характерна для позаказного единичного и мелкосерийного производства);
поставщик - запас – обработка – покупатель (характерна для позаказного производства и в некоторых случаях для непрерывного производства, например, в химической промышленности);
поставщик - запас – обработка – запас – покупатель (характерна для массового и непрерывного производства).
Системы, охватывающие производство услуги при непосредственном участии потребителя в процессе производства и незамедлительном потреблении услуги в момент производства:
ресурс «избыток» - услуга используется для качественного и достаточно дорогого обслуживания;
ресурс «минимум» - услуга с достаточно дешевой стоимостью обслуживания;
ресурс «ограничение» - услуга для достаточно дешевого обслуживания с пиковыми нагрузками.
- Введение
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Исторические аспекты и перспективы развития операционного менеджмента
- Поставщики
- Рынок труда
- Функции организаций
- Различия между промышленными предприятиями и организациями сферы обслуживания
- 4.Классификация организаций сферы обслуживания
- 5. Классификация промышленных предприятий
- 6.Классификация операций
- 7.Квалификация и обязанности менеджеров по организации производственных операций
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Производственный план
- Агрегированное планирование: обеспечение мощностей для выполнения производственного плана
- Главный календарный план
- Черновое планирование загрузки производственных мощностей
- Часть II. Планирование и управление процессом производства товаров и предоставления услуг
- Глава 3. Календарное планирование в управлении производством
- 1.Использование информационных систем в планировании и управлении производством
- Прямое и обратное календарное планирование
- Управление производственной деятельностью
- Часть III. Формирование операционной системы предприятия
- Глава 4. Расположение промышленных и сервисных организаций
- 1.Определение размера и мощности организации
- 2.Требования к расположению организаций
- 3.Методы оценки местоположения предприятий
- Глава 5. Выбор технологий как основа конкурентного преимущества компании
- 1.Три сферы, в которых внедрение новых технологий приносит максимальную выгоду
- 2.Совершенствование организационной структуры предприятия
- 3.Влияние информационных технологий на деятельность компаний и на жизнь людей
- 4.Практическое применение новых технологий в некоторых компаниях
- 5.Искусственный интеллект
- 6.Автоматизированные средства проектирования Автоматизированное проектирование
- Автоматизированная подготовка рабочих чертежей (и сокращение необходимости в них)
- 7.Автоматизированное производство процессов
- Автоматизированное производство с прямым применением средств вычислительной техники
- 8.Гибкие производственные системы
- 9.Комплексное автоматизированное производство
- 10.Тенденции технического прогресса
- О г л а в л е н и е
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Туаршева Ольга Александровна операционный менеджмент учебное пособие
- 198035, Санкт - Петербург, Межевой канал, д. 2