4.Классификация организаций сферы обслуживания
Организации сферы обслуживания характеризуются значительным разнообразием: их типология насчитывает более 2 тыс. типов: от транспортных перевозчиков, баров и ресторанов до развлекательных комплексов и зоопарков. Во множестве сервисных лидеров выделяются организации – гиганты, внесшие значительный вклад в развитие сферы обслуживания. Среди них выделяют McDonalds, WalMart и т. п.
Существует несколько способов классификации организаций сферы обслуживания, объединенных по определенным признакам.
Критерием, позволяющим разбить организации на категории, является уровень индивидуализации предоставляемых услуг.
организации, ориентированные на обслуживание индивидуальных нужд клиентов;
организации, обслуживающие стандартные, характерные для большинства запросы потребителей; при этом уровень стандартизации услуг может различаться.
Но уровень сложности предоставляемых услуг, который зависит от квалификации персонала, состава оборудования, количества капиталовложений в организацию для предоставления определенного уровня услуг клиентам, выделяют организации с высокой и низкой степенью сложности.
Рассмотрим пример сервисных организаций с учетом указанных признаков классификации (рис. 3).
В матрице на рис. 3 показано несколько примеров сервисных операций. Различия в осуществляемых операциях приводят к формированию различных типов сервисных организаций.
Большинство простых услуг из правой части матрицы потребитель в принципе может выполнить сам, но затраты времени и отсутствие практики заставляют его обращаться к профессионалам, повышая его удовлетворенность и экономя его усилия.
Левая часть матрицы отражает услуги, требующие специальных навыков и существенных капиталовложений, поскольку сложность указанных услуг требует применения специальных знаний и оборудования, которые недоступны большинству потребителей.
Ориентация на единичного клиента
Степень индивидуализации сферы | Врач Адвокат Дантист Аудитор Оценщик Тюнинг автомобиля Ремонт бытовых приборов Организация чартерных перелетов | Услуги салонов красоты Обслуживание газонов Покраска домов Оклеивание стен обоями Транспортировка мебели при переезде Рестораны Услуги такси |
Ориентация на массового пользователя | Радио и телевидение Кинематограф Зоопарки Музеи Обеспечение междугородних телефонных звонков Школы Ремонт автомашин Выступление оркестра Услуги авиалиний | Рестораны быстрого питания Мойка машин Аренда автомобилей Услуги химчисток Услуги складов Розничная торговля Публичный транспорт Сбор мусора |
Высокая Низкая
Степень сложности предоставляемых услуг
Рис. 3. Матрица характеристик сервисных организаций в зависимости от предоставляемых услуг
Верхняя часть матрицы отражает максимально персонифицированные услуги, их суть в удовлетворении потребностей конкретных индивидов.
Унифицированность услуг нижней части матрицы позволяет их стандартизировать и использовать для нужд большого количества потребителей одновременно.
Работники современных организаций сферы обслуживания должны тесно контактировать с потребителями. Поэтому подбор работников для сервисных организаций осуществляется с учетом их способностей выстраивать правильные взаимоотношения с потенциальными и реальными клиентами. Навыки межличностного общения можно развить с помощью специальных тренингов. Но если для организаций правой части матрицы обучение можно осуществлять собственными силами организации, то услуги левой части матрицы требуют углубленной подготовки и повышенных требований к квалификации персонала, наличию у них диагностических способностей, позволяющих быстро и правильно идентифицировать и решать проблемы клиентов.
Реакция на нужды клиентов, предложения комплекса услуг, удо-влетворяющих их потребности, служат хорошим зароком их привлечения.
Таким образом, различия в требованиях к сервисным операциям определяют тип сервисных организаций.
- Введение
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Исторические аспекты и перспективы развития операционного менеджмента
- Поставщики
- Рынок труда
- Функции организаций
- Различия между промышленными предприятиями и организациями сферы обслуживания
- 4.Классификация организаций сферы обслуживания
- 5. Классификация промышленных предприятий
- 6.Классификация операций
- 7.Квалификация и обязанности менеджеров по организации производственных операций
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Производственный план
- Агрегированное планирование: обеспечение мощностей для выполнения производственного плана
- Главный календарный план
- Черновое планирование загрузки производственных мощностей
- Часть II. Планирование и управление процессом производства товаров и предоставления услуг
- Глава 3. Календарное планирование в управлении производством
- 1.Использование информационных систем в планировании и управлении производством
- Прямое и обратное календарное планирование
- Управление производственной деятельностью
- Часть III. Формирование операционной системы предприятия
- Глава 4. Расположение промышленных и сервисных организаций
- 1.Определение размера и мощности организации
- 2.Требования к расположению организаций
- 3.Методы оценки местоположения предприятий
- Глава 5. Выбор технологий как основа конкурентного преимущества компании
- 1.Три сферы, в которых внедрение новых технологий приносит максимальную выгоду
- 2.Совершенствование организационной структуры предприятия
- 3.Влияние информационных технологий на деятельность компаний и на жизнь людей
- 4.Практическое применение новых технологий в некоторых компаниях
- 5.Искусственный интеллект
- 6.Автоматизированные средства проектирования Автоматизированное проектирование
- Автоматизированная подготовка рабочих чертежей (и сокращение необходимости в них)
- 7.Автоматизированное производство процессов
- Автоматизированное производство с прямым применением средств вычислительной техники
- 8.Гибкие производственные системы
- 9.Комплексное автоматизированное производство
- 10.Тенденции технического прогресса
- О г л а в л е н и е
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Туаршева Ольга Александровна операционный менеджмент учебное пособие
- 198035, Санкт - Петербург, Межевой канал, д. 2