8.2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию
Одной из главных антимонопольных мер в период становления рыночной экономики для ряда отраслей народного хозяйства является государственное регулирование тарифов на конечный продукт. В электроэнергетике это электрическая и тепловая энергия и услуги, предоставляемые энергетическими предприятиями. Государственное регулирование тарифов в соответствии с Федеральным Законом “О естественных монополиях” осуществляет орган государственной исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Для федерального уровня управленияэто Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), для субъектов Российской ФедерацииРегиональная энергетическая комиссия (РЭК).
Цели государственного регулирования тарифов следующие: защита прав потребителей от монопольного повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий; установление экономически обоснованных тарифов, обеспечивающих покрытие затрат энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; своевременный пересмотр и изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию и тарифов на услуги на потребительском рынке энергии; дифференцирование тарифов для различных категорий и групп потребителей.
Становление рынка энергии в России происходит на фоне резкого снижения экономической и инвестиционной активности, массовых неплатежей, слабости нормативно-правовой базы, появления суррогатных платежных средств.
Особенности самого товара энергии - также накладывают особые черты на условия и характер становления рыночной энергетики. Речь идет в первую очередь о такой особенности, как взаимосвязь производство и потребления энергии. Ее невозможно произвести в количестве, большем, чем потребляется в данный момент времени. Иначе говоря, в любой электрической системе и в любой момент времени существует физический баланс производство, потребления и потерь мощности и электроэнергии. Таким образом, взаимозависимость производство и потребления определяет, с одной стороны, стабильность отношений, а с другоймонополизм производство.
Другая особенность и специфичность электроэнергии как товара состоит в существенной неравномерности производительности и электропотребления на суточном, недельном, месячном и годовом интервалах времени, что требует создания и поддержания значительных резервов мощности в производственном и транспортном звеньях. Неравномерность производительности делает необходимым учет в качестве товарного параметра не только объема электропотребления, но его режимов, так как она вызывает неравномерность текущих затрат, себестоимости электроэнергии и затрат на поддержание резервов.
Совместная выработка электрической и тепловой энергии на тепловых электростанциях приводит к определенным проблемам распределения общих затрат между двумя видами продукции, с одной стороны, и неравномерности отпуска каждого продукта во времени - с другой.
Не менее специфичны проблемы качества энергии как товара. Показатели качества электроэнергии, как известно, формируются во взаимодействии электромагнитных процессов в оборудовании электрических станций, электрических сетей и электроустановок потребителей. Поэтому качество электроэнергии в одинаковой степени зависит от качества работы оборудования энергоснабжающей организации и потребителя (рис.8.3-8.6).
С качеством тепловой энергии дело обстоит еще сложнее. Сегодня отсутствуют государственные нормативы качества тепловой энергии.
Взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций регулируются на основе договоров на пользование энергией по правилам, разрабатываемым и утверждаемым органами государственной власти. Расчет, регулирование и утверждение цен (тарифов) на рынке электрической и тепловой энергии осуществляется органами государственной власти в лице федеральной и региональной энергетических комиссий.
Нормативно-правовой основой для разработки и утверждения тарифов являются:
Федеральный Закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, № 41-Ф3 от 14.04.95 г.
Постановление Правительства Российской Федерации “Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию”, № 121 от 04.02.97 г.
«Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (04.02.97 г.).
«Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке» (16.04.1999 г.).
Технологической основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов является баланс электрической энергии и тепловой энергии энергоснабжающей организации. Сам расчет тарифов исходит из принципа покрытия обоснованных затрат. Тариф (цена) складывается из суммы себестоимости и нормативной прибыли:
Ц = З+ П.
Рис.8.3
Рис. 8.4
Рис. 8.5
Рис. 8.6
На себестоимость продукции (работ, услуг) могут быть отнесены следующие составляющие затрат:
стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, запасные части для ремонта оборудования - исходя из действующих и прогнозируемых норм на период регулирования цен на сырье и материалы;
работы и услуги производственного характера - в соответствии с необходимостью проведения регламентных работ и их стоимости;
топливо на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии на тепловых электростанциях - в соответствии с утвержденными нормами удельных расходов топлива при производстве электрической и тепловой энергии, прогнозируемыми ценами на топливо и тарифами на его перевозку;
топливо всех видов на иные технологические цели - отопление зданий, обслуживание производство транспортом и т.п. - в соответствии с действующими нормами и прогнозируемыми ценами;
покупная энергия всех видов:
электроэнергия, приобретаемая на оптовом рынке или от других производителей;
электроэнергия на технологические цели, тепловая энергия от сторонних производителей тепла;
электрическая и тепловая энергия, приобретаемая на хозяйственные (производственные) нужды, - исходя из планируемых объемов и утвержденных балансов и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
затраты на оплату труда персонала, занятого в основной деятельности, - в соответствии с отраслевым тарифным соглашением:
отчисления на социальные нужды;
социальное страхование;
отчисления в Фонд занятости;
медицинское страхование;
Пенсионный фонд;
другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством;
амортизация основных фондов в соответствии с нормами амортизационных отчислений, утвержденными в установленном порядке;
прочие затраты:
целевые средства организаций для проведения НИР и другие средства - в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
плата за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду - в соответствии с действующими нормативами;
уплата процентов по полученным кредитам и бюджетным ссудам - в установленном порядке;
затраты на подготовку и переподготовку кадров;
амортизация по нематериальным активам - в соответствии с нормативами;
абонентная плата за услуги РАО «ЕЭС России»;
непроизводственные расходы, налоги и другие обязательные сборы, отчисления и платежи, относимые на себестоимость в соответствии с правовыми актами Российской Федерации;
финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к особо опасным объектам;
другие затраты, относимые на себестоимость - в соответствии с действующим законодательством.
Основные составляющие средств из прибыли направляются на:
развитие производство, включая капитальные вложения, - в соответствии с программой производственного развития, согласованной в установленном порядке;
социальное развитие, включая капитальные вложения и фонд потребления;
дивиденды по акциям;
налоги, уплачиваемых за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством;
расходов на прочие цели, включая платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, уплату процентов по кредитам и ссудам, отчисления из прибыли в резервные и другие фонды - в соответствии с законодательством РФ.
Пересмотр, изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию или услуги на энергетическом рынке осуществляется при любом из следующих условий:
изменения затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии более чем на 2%, вызванного изменением баланса энергии, ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по зарплате;
изменения перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Федерации обязательных отчислений и платежей;
изменений процентной ставки Центрального банка России и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 %;
наступления маловероятного события, оказавшего существенное воздействие на состояние энергоснабжающей организации (форс-мажорные обстоятельства).
Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию может инициироваться энергоснабжающей организацией или региональной энергетической комиссией. В любом случае внесение предложений, их рассмотрение и принятие решений осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством России. Региональные энергетические комиссии несут юридическую ответственность за экономическую обоснованность величин принимаемых тарифов, за своевременность их принятия, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Опыт рыночного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и услуги на энергетическом рынке в Российской Федерации невелик. Технология расчета и установления тарифов требует дальнейшего совершенствования. Однако сам подход безусловно оправдан. Он препятствует необоснованному монопольному увеличению, но, одновременно, не способствует сокращению затрат на производство и передачу энергии, энергосбережения.
Динамика среднего фактического тарифа по ЕЭС России представлена на рис. 8.7.
Рис. 8.7
Интенсивный рост среднего по России тарифа происходил в период 1994-1996 годов. Одновременно с этим инфляция в стране сделала невозможным прямое сравнение цен. Изменения тарифов на электроэнергию в твердой валюте - долларах США - по действующему в соответствующий момент времени курсу представлены на рис.8.8.
Рис. 8.8
Таким образом, средний тариф по России к 1998 году по сравнению с 1990 годом вырос на 12%. За восемь лет в среднем он возрастал менее чем на 2 % в год. Это меньше, чем в большинстве капиталистических стран, в частности, в США. Поэтому широко распространенное мнение о значительном росте энергетических тарифов в России просто не имеет под собой почвы.
В энергозонах России средние тарифы отличаются весьма значительно. Так, в июне 1997 года отношение максимального тарифа к минимальному составило 3,1 раза.
Наиболее высоким тариф был и остается в энергозоне Восток - 402 руб./кВтч. Наиболее низкий - ОЭС Сибири - 129 руб./кВтч. Средний по ЕЭС тариф составил 223 руб./кВтч. При этом тарифы на Урале и Северо-Западе находятся на уровне среднего по ЕЭС (рис. 8.9).
Рис. 8.9.
Таблица 8.1
Цены на электроэнергию в промышленности в странах мира (цент/кВтч)
| 1995 | 1996 | 1997 |
Россия | 3.02 | 4.10 | 4.19 |
Норвегия | - | 4.5 | 3.97 |
Швеция | 4.6 | - | 4.08 |
США | 4.7 | - | - |
Финляндия | - | 4.8 | 4.24 |
Греция | - | 5.8 | 5.16 |
Франция | 6.5 | - | 5.71 |
Нидерланды | - | 6.5 | 5.73 |
Великобритания | 6.8 | - | 7.17 |
Ирландия | 7.2 | - | 6.4 |
Португалия | 7.2 | - | 6.36 |
Испания | - | 7.7 | 6.77 |
Дания | 7.8 | - | 5.60 |
Бельгия | 7.8 | - | 5.81 |
Италия | - | 8.5 | 7.48 |
Австрия | 9.3 | - | 8.23 |
Германия | 10.1 | - | 8.09 |
Япония | 18.5 | - | - |
ОЭСР | 8.1 | - | 6.5 |
Для разных групп потребителей в России (1998 г.) установлены существенно разные тарифы. Наиболее высокий - 365 руб./кВтч - у непромышленных потребителей, а наиболее низкий - 99 руб./кВтч - у населения. Дифференцирование тарифов для разных групп потребителей - давняя традиция в России.
Тарифы на электроэнергию в России существенно ниже и всегда оставались ниже, чем в промышленно развитых странах. Так, средний тариф по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составил 7,9 цент/кВтч. (табл. 8.1).
Распределение среднего тарифа по группам потребителей представлено на следующей диаграмме (рис.8.10).
Рис. 8.10.
Уровень тарифов для населения в 1990 году в СССР так же, как и в других странах, был в 1.5-2 раза выше тарифов для промышленных потребителей. В настоящее время тариф для населения в Российской Федерации ниже тарифа для промышленности в 2.4 раза при среднем тарифе для населения (1995 год) по странам ОЭСР 8.7 цент/кВтч, в Росии в июне 1997 года средний тариф для населения составил 1.71 цент/кВтч. При этом еще не учтены многие льготы по оплате электроэнергии населением, введенные в разное время как мера социальной поддержки (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Соотношение цен на электроэнергию в быту в некоторых странах мира (цент/кВтч)
| 1995 | 1996 | 1997 |
Россия | 0.88 | 1.33 | 1.71 |
США | 8.4 | 8.4 | - |
Финляндия | 10.4 | 12.5 | 9.17 |
Греция | 11.7 | 12.6 | 10.37 |
Франция | 15.9 | 21.4 | 14.06 |
Нидерланды | 15.5 | 17.1 | 13.72 |
Великобритания | 12.4 | 14.8 | 14.65 |
Ирландия | 15.2 | 13.7 | 13.41 |
Португалия | - | 19.2 | 16.14 |
Испания | - | 20.2 | 16.22 |
Дания | 21.4 | 22 | 18.89 |
Бельгия | 21.9 | 24 | 19.36 |
Италия | 28.8 | 19.2 | 25.42 |
Австрия | 18.9 | 19.9 | 16.75 |
Германия | 20.8 | 22 | 18.38 |
Япония | 26.9 | 24 | - |
ОЭСР | 11.7 | 17.87 | 14.5 |
- Энергосбережение на промышленных предприятиях
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения 9
- Глава 1 – профессором м.И.Яворским и к.Т.Н., доцентами Томского политехнического университета а.И.Гаврилиным и в.В.Литваком;
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения
- 1.1. Энергетическая политика России
- 1.2. Нормативно-правовая база энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Основы договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций
- 2.1. Договор на пользование электрической энергией
- 2.2. Взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций по обеспечению качества электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Теоретические основы энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Стандартизация, сертификация и измерение электрической энергии
- 4.1. Стандарты на электрическую энергию
- 4.2. Измерение электрической энергии
- 4.3. Сертификация электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Энергетические обследования предприятий и организаций
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований
- 5.3. Требования к проведению энергетических обследований
- 5.4. Задачи обследований, схема их организации
- 5.5. Показатели энергоэффективности
- 5.6. Проведение энергетических обследований
- 5.7. Паспорт энергетического хозяйства предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Приборное и методическое обеспечение энергетических обследований
- 6.1. Определение показателей энергоэффективности
- 6.2. Приборы для проведения энергетических обследований
- 6.3. Применение портативных ультразвуковых расходомеров
- 6.4. Стандартные процедуры применения узпр
- Глава 7. Учет и контроль потребляемых энергоресурсов
- 7.1. Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии
- 7.2. Уравнения для измерения тепловой энергии
- 7.3. Типы современных теплосчетчиков
- 7.4. Опыт разработки теплосчетчика в Томске на базе шарикового расходомера
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Формирование рынков энергии
- 8.1. Особенности этапа возникновения рынков
- 8.2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Энергосбережение в системах освещения
- 9.1. Нормирование
- 9.2. Краткий обзор нормативной базы стран Европы и сша
- 9.3. Нормирование внутреннего освещения
- 9.4. Источники света
- 9.5. Пускорегулирующие аппараты
- 9.6. Осветительные приборы
- 9.7. Наружное освещение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Энергосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 10.1. Объемы потребления тепловой энергии в зданиях
- 10.2. Тепловой баланс здания и его составляющие
- 10.3. Пути снижения потребления энергии зданиями
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
- 11.1. Энергетическая составляющая себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Ценовое регулирование программ энергосбережения
- 11.3. Стимулирование потребителей и производителей энергетических ресурсов
- 11.4. Финансирование программ в области энергосбережения
- 11.5. Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Основы энергетического менеджмента
- 12.1. Необходимость управления потреблением энергии
- 12.2. Матрица энергетического менеджмента
- 12.3. Энергетическая политика предприятия
- 12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента
- 12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Экологические аспекты энергосбережения
- Глава 14. О формировании энергосберегающего поведения
- Литература
- Энергосбережение на промышленных предприятиях