logo search
Туаршева - Операционный менеджмент - уч пос

2.Требования к расположению организаций

К операциям, относящимся к стратегическому управлению организациями, относят вопросы, касающиеся размещения организаций. От грамотного решения указанных вопросов в значительной степени зависят существование и функционирование организации в будущем, поэтому они требуют особо внимательного отношения со стороны менеджеров.

Размещение производственных мощностей влияет на размер прямых издержек, основу формирования которых составляют транспортные расходы, затраты на оплату труда работников, снабжение производств комплектующими изделиями. Месторасположение организаций сферы услуг определяет уровень спроса: чем свободнее доступ клиента к организации, тем больше ее пропускная способность и как результат выше вероятность увеличения доходности деятельности организации.

Любые недоработки, допущенные при принятии решений о размещении организации, будут ей дорого стоить. Полной компенсации затрат за допущенные при этом ошибки добиться мало реально. Есть еще и скрытые издержки, которые можно отследить только при тщательном анализе в процессе деятельности организации.

Размещение организаций в областях, в которых имеется высококвалифицированный и легко обучаемый персонал, способствует повышению производительности в организациях, а также гибкости производственных процессов. Это, в свою очередь, способствует повышению степени реагирования производства на нужды потребителей.

Принятие решений о месторасположении организации может осуществляться с использованием различных подходов. Одним из них является системный подход, который учитывает множество взаимосвязанных факторов.

Большинство организаций обладает свойством полисистемности, т. е. они одновременно могут являться подсистемой для более крупных систем и в своей структуре иметь разные подсистемы.

В зависимости от выстраиваемой цепочки поставок организации интегрируются между собой, при этом выделяют следующие виды интеграции:

При выстраивании интегрированной цепочки предприятий необходимо учитывать оптимальное расположение компонентов цепочки в зависимости от удаленности от поставщиков, потребителей, других организаций, вовлеченных в процесс изготовления готовой продукции. В качестве критерия оптимальности выступают прибыльность и минимизация затрат. Основное ограничение – в реальности компаниям принадлежит лишь небольшая часть цепочки поставок, поэтому организации не могут тотально контролировать размещение всех звеньев цепочки. Даже если в собственности организации находится несколько связей цепочки, к моменту возникновения вопроса о размещении новой организации часть ранее существовавших может прекратить свое существование. Вот почему решения о размещении производственных мощностей принимаются не в комплексе, а на фрагментарной основе, основываясь на знаниях об уже существующих организациях цепочки поставок.

Процесс принятия решений о расположении организаций предлагает анализ самых разнообразных факторов, поскольку они, в свою очередь, определяют уровень затрат в организации и прибыльность будущей деятельности в целом.

С использованием маркетингового и операционного подходов все факторы рассмотрим в зависимости от их отношения к одной из нижеследующих групп:

Решение о выборе местоположения необходимо согласовывать с ее рыночной стратегией. Изучение спроса помогает определить лучшее положение для продажи как определенных продуктов, так и их семейств. Однако решение должно приниматься на основе прогнозов уровня спроса на каждый продукт. Расположение конкурентов, а также их мощности также оказывают немаловажное влияние на определение местоположения организации.

При расположении сервисных организаций важным является учет факторов удаленности от клиентов, которым организация будет предоставлять услуги в дальнейшем. Так, в гостиничном бизнесе является важным предоставление услуги (обеспечение проживания) клиенту в месте его текущего пребывания, а наличие свободных номеров в гостиницах соседнего города не является привлекательным.

Чем меньше факторов воздействует на организацию, тем более точно можно определить стоимость расположения организации. Так, издержки на транспортировку и распределение продукции, как правило, составляют основную часть расходов организации, занимающихся производством и/или реализацией продукции. По оценкам специалистов, американские компании расходуют более 10 % ВВП на упаковку, погрузку, транспортировку, сортировку, повторную загрузку и разгрузку товаров.

Важным фактором, оказывающим влияние на увеличение размера издержек в организациях, является выстраивание логистической цепочки, или цепочки поставок. Чем грамотнее она налажена между производителем продукции и конечным потребителем, тем дешевле будет стоимость производимой продукции и выше качество предлагаемой продукции. Поэтому все подразделения организации должны располагаться с учетом их взаимодействия. С этой точки зрения весьма интересен пример компаний Laura Ashley и National Semiconductor, которые добились сокращения объема затрат, повысили скорость и улучшили надежность доставки товаров посредством объединения всей своей распределительной сети в центр распределения с последующей передачей дальнейших операций по распределению продукции логистической фирме на условиях аутсорсинга.

Функционирование многих сервисных компаний требует поддержания непосредственных контактов с клиентами, и поэтому расположение их предприятий ориентировано на рынок. В то же время некоторые организации, такие как Красный Крест, иногда (например, в процессе проведения кампании по сбору донорской крови) могут располагаться вблизи от источников ресурсов, потребляемых компанией. В подобных случаях затраты на транспортировку готовой продукции не являются основным фактором месторасположения подразделений организации.

Обратная ситуация обстоит с организациями, занятыми в международной торговле. В результате анализ факторов, оказывающих влияние на размещение организации, должен начинаться с идентификации товаров, подлежащих перевозке, стран поставщиков и получателей грузов. В зависимости от вида транспорта, которым планируется доставлять груз (авиатранспортом, железнодорожным, морским или автомобильным), реко-мендуется панировать размещение организаций вблизи от портов доставки (авиа- или морских) или вокзалов ( железно- или автодорожных) и т. д.

Повышению эффективности при транспортировке грузов способствует использование услуг специализированных перевозчиков, которые путем грамотного использования пространства контейнеров и консолидации партий нескольких клиентов, а также оказанием услуг по растаможиванию грузов могут значительно сократить расходы на указанные операции.

Принятие решений о размещении перерабатывающих организаций с учетом уровня таможенных пошлин может способствовать переносу организаций в свободные экономические зоны. Это способствует отсрочке в выплате пошлин на ввозимые ресурсы до момента вывоза готовой продукции со складов организации на реализацию.

В условиях увеличения численности предприятий сферы обслуживания, а также повышения информационной насыщенности бизнеса произошли существенные изменения критериев подбора персонала. Во многих организациях стоимость оплаты труда может составить от 10 до 15 % от всей суммы затрат на производство продукции. Квалификация персонала, его гибкость, а также трудовая этика рабочих и служащих – все эти факторы приобретают все большее значение при принятии решений о размещении организаций. Численность компаний, нуждающихся в большом количестве неквалифицированных или полуквалифицированных рабочих постоянно уменьшается. Современные информационные технологии позволяют размещать работников в удаленных районах, где уровень оплаты труда значительно ниже. Так, некоторые подразделения компании Citycorp, занимающейся обработкой первичной информации, расположены в Ирландии, где достаточно рабочих, имеющих соответствующее образование, а уровень оплаты труда ниже, чем в других странах. Подразделения компании Airlines, занимающейся исключительно вводом бухгалтерских данных, находятся в Барбадосе.

В современных условиях резкого сокращения природных ресурсов (таких, как нефть, уголь, газ), увеличения уровня их потребления возрастает их стоимость. Поэтому для обеспечения возможностей будущего расширения производственных мощностей, целесообразно проанализировать планы расширения компании – производителя природных ресурсов, а также будущие схемы поставок из мест добычи.

На процесс выбора местоположения организаций, функциониро-вание которых требует использование большого количества воды, оказывают такие факторы, как наличие и стоимость водных ресурсов, затраты на очистку воды и на борьбу с загрязнением.

Одна из категорий затрат, непосредственно относящихся к местоположению предприятий, - это затраты на приобретение земельного участка и на сооружение производственных помещений. В некоторых случаях цена гектара земли представляет собой понятие относительное, поскольку дешевый земельный участок может потребовать более крупных капиталовложений в подготовку места под строительство предприятия, а также в само строительство. Примером удачного размещения производства может служить пивоваренная компания Baltika, Санкт-Петербург. При начале строительства завода в 1978 г. на территории современной промзоны «Парнас» земля в этом районе была предоставлена государством. В 1992 г. руководство организации (уже акционерного общества) решило расширять производственные мощности за счет приобретения дополнительной территории, стоимость земли в этом районе была тогда достаточно низкой. В настоящий момент промзона «Парнас» территориально включена в границы Санкт-Петербурга и стоимость земли там значительно возросла, а инфраструктура улучшилась.

Администрация многих населенных пунктов использует налоговые льготы в качестве стимулов, побуждающих компании развертывать свой бизнес и открывать промышленные предприятия на их территории. Новые компании могут воспользоваться такими льготами, как снижение налоговых ставок и даже освобождение от налогов.

В то же время увеличение налоговых отчислений может привести к изменению выпускаемого товарного ассортимента организации. Примером может служить компания BMW. В июне 1992 г. компания объявила о намерении построить новый завод по выпуску автомобилей в Спартанберге, штат Южная Каролина. Предпочтение такому размещению завода в США было отдано на основании простоты расчетов налогооблагаемой базы и других причин. США представляют собой самый крупный рынок дорогих автомобилей. Согласно прогнозам специалистов, этот ранок должен был расшириться еще на 20 % после ввода в действие нового завода BMW в 1995 г., поскольку именно в это время представители послевоенного поколения должны были достичь среднего возраста и стать потенциальными покупателями автомобилей высшего класса. Высокий уровень качества немецких автомобилей, а также новый налог на предметы роскоши в США сделали покупную цену на автомобили марки «BMW» в США достаточно высокой. В то же время на американском рынке появились автомобили аналогичного класса конкурирующих фирм, которые получили высокое признание потребителей, - такие как «Lexus» и « Infinity». В компании BMW было принято решение переориентировать производственную линию на выпуск менее дорогих моделей, что позволило расширить круг потребителей и увеличить объем деловых операций.

Важным фактором выбора месторасположения организаций является учет имеющихся у них нематериальных активов, таких как ее репутация, наличие ноу-хау, современных технологий производства и ведения бизнеса, торговые квоты, язык, культура, стабильность власти и готовность к сотрудничеству, денежная система, а также другие факторы. В стоимости современных организаций указанные факторы могут составлять значительную долю.

С развитием современных информационных технологий у организаций появляется все больше возможностей экономии денежных средств на перемещении персонала, шире реализуются связи руководителей организаций со своими подчиненными с использованием программного обеспечения в среде Интернет. Как результат организации могут позволить себе нанимать удаленно расположенных работников с заданными квалификационными характеристиками. Эта тенденция была замечена еще группой Джека Ниллса в 1974 г., которая под спонсорством Национального научного фонда провела расчет экономии денег и энергии от перемещения служащих из центральных городских офисов в места, расположенные в домах работников или недалеко от них. Выводы, полученные в результате проведенных исследований, поразительны – изучив работу 2048 служащих страховых компаний Лос-Анджелеса, группа Ниллса установила, что каждый из них в среднем проезжает 21.4 мили в день, добираясь на работу и с работы (против средней цифры 18,8 мили для городских рабочих по Соединенным Штатам). Чем выше ранг сотрудников, тем дольше их путь, высшие администраторы проезжают в среднем 33,2 мили. Эти люди проезжают 12,4 млн. миль в год, чтобы попасть на работу, затрачивая при этом около полувека. В ценах 1974 г. это стоит 22 цента за милю, а в целом – это огромная сумма, которая косвенно ложится на компании и их клиентов. Ниллс обнаружен, что компании платят своим служащим, работающим в деловом центре города, на 520 долл. больше, чем если бы они работали в разбросанных офисах, т. е. это «субсидия на транспортные расходы». К тому же при централизованном офисе необходимы затраты на содержание площадок для парковки и другое дорогостоящее обслуживание. Если мы теперь предположим, что секретарь, работающий неподалеку от дома, получает 10 тыс. долл. в год, то исключение затрат на транспорт могло бы позволить компании нанять около 300 новых работников или добавить неплохую сумму к прибыли.

С учетом того, что стоимость подключения к информационным сетям постоянно сокращается, скорость и качество передачи информации постоянно растут. Существует реальная возможность экономии средств при переводи части работников на удаленную работу.

Весьма важным фактором является установление дружественных отношений с местными органами власти и учет особенностей местного законодательства. Контрольные функции, выполняемые региональными органами власти, могут значительно повлиять на деятельность организаций, в т. ч. на особенности их расширения. Кроме того, на уровне долгосрочных планов развития организации должны учитываться не только собственные планы, но и тенденции регионального развития.

Перед началом строительства объектов организаций важно учиты-вать особенности процесса получения соответствующих разрешений и лицензий, который может быть длительным и дорогостоящим, поскольку включает учет влияния новых объектов инфраструктуры на окружающую среду.

За рубежом широко распространена практика предварительных встреч руководителей организаций с общественными лидерами и руководителями органов местного самоуправления по выяснению их мнений о возможностях строительства новых объектов в определенных регионах. Крупным примером краха инвестиций последнего времени из-за отсутствия договоренностей с руководством общественных организаций служит строительство завода Tata Motors в западной Бенгалии, район Сингапур (Индия). В строительство указанного завода компания инвестировала свыше 350 млн. долл. Суть спора состояла в том, что для функционирования завода требуется 600 акров (около 243 га) земли, Мамата Банердже, руководитель Trinamool Congress – западнобенгальской политической партии, требовал возврата 400 акров (более 161 га) земли, что было совершенно недопустимо с точки зрения организации бизнес-процессов компании. С целью воздействия на руководителей Tata Motors предпринимались постоянные забастовки и перекрывался доступ строителей к заводу. В результате практически годичных препирательств компания решила остановить проект и перенести его в другое место. А 25 сентября 2008 г. было объявлено о начале вывоза оборудования с завода.

Эти действия были проведены, несмотря на то что завод планировал нанять 4500 работников, в том числе несколько сотен из местного населения.

В современных быстро меняющихся условиях функционирования организаций необходимо учитывать скорость изменений и обеспечивать условия функционирования организаций. Особенно это актуально для организаций сферы ИТ. Для таких организаций оперативность выбора месторасположения новых организаций и возведения производственных мощностей имеет первостепенное значение.

При размещении как промышленных, так и сервисных организаций весьма важным является определение гибкости и возможности расширения производственных мощностей, для чего всесторонней оценке подвергаются рельеф потенциально привлекательных земельных участков, наличие развитой инфраструктуры, возможность расширения сети коммуникаций.

Привлекательность месторасположения организации для потенциальных работников может стать одним из важнейших факторов размещения производственных мощностей. Так, специалисты могут отказываться от продвижения по службе или от перехода в другие, казалось бы, более привлекательные компании в случае, если им придется менять их местожительство. Кроме того, при выборе места работы многие ориентируются на показатель уровня преступности в местах расположения организаций.

Месторасположение сервисных организаций в большей степени зависит от ориентации на рынок, чем от ориентации на источники ресурсов, необходимых для слаженной работы производственных процессов. Организациям розничной торговли прежде всего необходимо провести сегментацию потребителей, под которых уже и будут подбираться ассортимент продукции, удаленность размещения, выстраиваться система обслуживания клиентов.

После выбора месторасположения торговых площадей определяют торговую зону, т. е. зону, в которой можно привлечь в число своих клиентов потенциальных потребителей. В табл. 19 приведен ряд факторов, оказываю-щих влияние на размещение организаций.

Возможностей сбора указанной информации множество – начиная с переписи населения, которая может показать уровень развития торговой зоны вокруг организации. Кроме того можно использовать и подсчет транспортного потока, и опрос водителей, что покажет уровень потребительской активности, а также личные беседы с покупателями, чтобы выяснить особенности формирования личных предпочтений потребителей. Существуют также и иные методы оценки месторасположения организаций.

Таблица 19

Факторы, оказывающие влияние на размещение сервисных организаций

Уровень влияния

Фактор

Дополнительные характеристики

Регион

Уровень конкуренции

Количество, тип, близость конкурентов; наличие крупных сетей; наличие у конкурентов устойчивой положительной репутации в глазах потребителей; устойчивость финансового положения конкурентов

Наличие круп-ных организа-ций в округе

Близость других компаний может способствовать или мешать работе сервисных организаций

Примечание: магазин игрушек лучше размещать около магазина женской одежды, чем рядом с баром или центром автодилера

Инфраструкту-ра участка

Чем менее развита инфраструктура, тем выше уровень затрат на ее разработку

Наличие рынка ресурсов

Уровень квалификации и наличие трудовых ресурсов; половозрастные характеристики района; традиции отно-шения к работе; наличие профсоюзных организаций; наличие источников сырья или комплектующих; доступность финансовых ресурсов; уровень развитости телекоммуникаций

Городское общество

Система городского хозяйствования

Наличие школьных и дошкольных учреждений,уровень жилья, наличие транспорта и уровень транспортного потока, удобство расположения входов – выходов в сервисную организацию, близость к маршрутам общественного транспорта

Социальная сфера

Наличие и удаленность медицинских учреждений, милиции, пожарной охраны; системы охраны помеще-ний и прилегающих территорий и уровень ее эффектив-ности; поддержка со стороны других организаций

Наличие экологических ограничений

Санитарные правила и нормы, установленные на федеральном и региональном уровнях; наличие прямых и косвенных ограничений местности

Административная поддержка

Уровень взаимодействия с органами администрации; возможность получения налоговых льгот; участие в программах развития регионов и т. п.

Местность

Наличие земельных площадей

Цена на земельные участки, почвенные характеристики, системы мелиорации, возможности расширения,удален-ность от крупных городов, возможность организации парковочного пространства; особенности зональных ограничений

Транспортная сеть

Наличие подъездных дорог, железнодорожных развя-зок, удаленность аэропортов, терминалов