2.Совершенствование организационной структуры предприятия
Использование новых технологий позволяет изменить характер взаимодействия подразделений компании и способов координации. Современные электронные средства передачи данных позволяют служащим компании получать удаленный доступ к совместно используемым базам данных, связываться со своими коллегами по электронной почте, а также принимать участие в видеоконференциях. Представители любого отдела или подразделения компании могут осуществлять совместную деятельность, будучи при этом в буквальном смысле слова разбросанными по всему миру. Современные сетевые технологии позволяют также обеспечить бесперебойную связь компании с поставщиками и заказчиками (в качестве примера можно привести применение спутниковой связи в сети магазинов Wal-Mart).
Безусловно, технология, на основании которой компании строят свою работу, - это не всегда высокая технология или технология, разработанная совсем недавно. В некоторых случаях одна и т а же технология на протяжении длительного периода находит все новые и новые варианты применения. Еще один аспект внедрения новых технологий заключается в том, что в некоторых случаях руководство компаний ведет переговоры о слиянии с другими компаниями, об их приобретении или о заключении лицензионных соглашений с другими фирмами только для того, чтобы освоить технологии, разработанные на базе этих компаний.
Здесь необходимо обосновать тот факт, что технология изменяет среду, в которой функционируют компании, и способна изменить саму сущность практически любой из них. Руководство каждой компании должно осознавать, что конкуренты постоянно ищут способы привлечения технологии к получению конкурентных преимуществ. Правильное применение технологии позволяет каждому участнику рыночного процесса поставлять на рынок новые товары и услуги, находить оптимальные способы предоставлении товаров и услуг в адрес конечного потребителя, а также обеспечивать самый высокий уровень организации работы всей компании. Менеджеры должны организовать работу компании таким образом, чтобы она всегда была готова в полной мере воспользоваться возможностями, предоставляемыми новыми технологиями.
Подходы к управлению техническим прогрессом
Далеко не всегда внедрение новых технологий гарантирует успех компании, так же как сохранение устаревших технологий не во всех случаях заканчивается неудачей. Различные компании по-разному достигают успеха. Избыточное вложение материальных и временных ресурсов для внедрения сложных технологий может привести к снижению конкурентоспособности продукции компании, поскольку в таком случае может сложиться ситуация, что ни потребитель, ни сама компания не в состоянии эффективно использовать возможности, предоставляемые новой технологией. Представьте себе замысловатый видеомагнитофон и пульт дистанционного управления, оснащенные различными техническими новинками. То, что представляет большой интерес для инженера-разработчика, может оказаться чрезмерно сложным для потребителя, которому могут и не пригодиться некоторые избыточные функции приобретенной аппаратуры.
Руководство компании должно правильно оценить ее нужды и в первую очередь убедиться в том, что компания готова к внедрению новой технологии (автоматизации, например) и что в рамках данной компании эта технология будет функционировать достаточно эффективно, чтобы повысить конкурентоспособность ее продукции. Изменение технологии, на основании которой в компании осуществляется выпуск продукции, влечет за собой необходимость в серьезной переподготовке специалистов. Во многих случаях вместе с изменением технологии меняется и поведение рабочих и служащих компании, поэтому поведенческий аспект планируемых изменений подлежит тщательному анализу и обсуждению среди менеджеров компании, ответственных за внедрение новой технологии. Технические знания и поведенческие навыки менеджеров могут стать основой формирования такой корпоративной среды, которая сделала бы компанию открытой для введения любых инноваций.
Компании, в планы которых входит внедрение новой технологии, непременно потребуется необходимое количество хорошо подготовленных технических специалистов. В связи с этим компания должна выделить требуемый объем ресурсов на такую программу комплектования и обучения персонала, которая позволила бы сформировать и поддерживать необходимый уровень знаний и квалификации специалистов, обеспечивающих функционирование различных организационных единиц компании. Для того, чтобы добиться технических усовершенствований выпускаемой продукции, в рамках компании необходимо обеспечить эффективную интеграцию маркетинговых исследований, задача которых состоит в объединении пожеланий потребителей с усилиями в области прикладных научных исследований и разработки новой продукции. Специалисты, занятые разработкой новых изделий, должны обладать глубоким пониманием научных принципов и технологии производства продукции или предоставления услуг, что позволит им найти наиболее оптимальные с точки зрения удовлетворения нужд потребителей возможности применения технологий. В то же время специалисты, занимающиеся непосредственной разработкой производственного процесса и процесса предоставления услуг, также должны хорошо разбираться в существующей технологии реализации этих процессов и осуществлять постоянный поиск новых методов производства товаров или предоставления услуг. Помимо подготовки инженерно-технического персонала и персонала других подразделений компании, ответственных за поиск и внедрение новых технических достижений, необходимо сформировать такую корпоративную культуру, которая сделала бы компанию открытой к внедрению передовых технологий. Для того чтобы получить максимальную выгоду от использования достижений технического прогресса в интересах компании, менеджеры должны поддерживать в коллективе такой трудовой климат, который стимулировал бы рабочих и служащих не только принимать нововведения, но и самостоятельно искать пути усовершенствования процесса производства продукции или предоставления услуг.
Поощрение технической компетентности
Каким образом руководство компании может противодействовать безынициативности персонала и противостоять опасности привыкания рабочих и служащих к однообразному выполнению рутинных процедур привычным способом? Ниже изложены некоторые приемы, реализация которых позволит сформировать такую корпоративную среду, в которой свежие идеи были бы максимально оценены, восприняты и поощрены.
Поиск способов привлечения в компанию новых идей по созданию ценностей для потребителей. Обеспечение содержательных методов обучения на основании приобретения практического опыта, таких как финансирование участия представителей компании в конференциях, представляющих интерес для компании.
Распространение среди персонала компании релевантной научно-технической и общенаучной информации или новых идей.
Проведение собраний, на которых обсуждается информация о достижениях технического прогресса, а также возможности их использования в работе компании или то, как этими достижениями могут воспользоваться конкуренты. В компании могут проводиться собрания небольших групп менеджеров и технических специалистов с целью обмена новыми идеями и обсуждения новых возможностей. Такие собрания более продуктивны, если проводимое на них обсуждение фокусируется на основной миссии компании, а не распыляется по многим направлениям.
В некоторых случаях самые ценные идеи рождаются в холлах или за обедом, где служащие в непринужденной обстановке обсуждают дела компании. Однако хорошие рабочие взаимоотношения такого типа тоже необходимо взращивать и поддерживать. Руководство компании может стимулировать подобные взаимоотношения в коллективе с помощью таких средств, как дизайн офисных и производственных помещений, создание благоприятных условий для работы, проведение собраний по вопросам планирования работы компании, формирование прогрессивного стиля менеджмента, а также создание высокой корпоративной культуры и здорового трудового климата.
Создание благоприятных условий для восприятия новых идей
Большую помощь в привлечении персонала к участию в делах компании может оказать реализация некоторых идей относительно того, как можно сформировать положительное отношение рабочих и служащих к проектам совершенствования работы компании.
Сформировавшаяся в компании обстановка должна поощрять только те изменения, которые с большой степенью вероятности приведут к усовершенствованию работы всей компании. Компания не должна заниматься идеями, которые не приведут к серьезным изменениям: нет смысла что-то менять в делах компании только для того, чтобы она отличалась от других.
Не следует изменять все и сразу – в результате можно получить полный хаос в делах. Одновременная реализация небольшого количества хорошо продуманных проектов совершенствования работы компании принесет больше пользы.
Менеджеры должны оказывать реальную поддержку реализации новых проектов и проявлять приверженность новым идеям. Кроме того, они должны содействовать устранению любых барьеров или трудностей на пути реализации новых проектов совершенствования работы компании. Одна из таких трудностей состоит в том, что работников, привыкших делать что-либо одним способом, нелегко убедить в необходимости перехода к новой методике выполнения своих обязанностей.
Большое значение имеет признание успехов отдельных представителей персонала и доведение этого факта до сведения всего коллектива. В то же время совершенно недопустимо считать позором, если чья-либо честная попытка внести улучшения в работу компании потерпела провал. Люди будут с большой неохотой заниматься внедрением новых методов совершенствования работы компании, если им будет угрожать личная неудача.
Есть еще один важный совет по поводу успешного осуществления изменений в компании. Очень многое зависит от умения менеджеров выполнять свою работу должным образом, а также от того, насколько глубоко они способны разобраться в конкретной ситуации и как оно построят взаимоотношения с людьми, которые в ней задействованы. Совершенно очевидно, что существует много аспектов, на которые менеджерам различных подразделений компании необходимо обращать особое внимание, если перед ними стоит задача практической реализации проектов, направленных на совершенствования работы компании.
Далее приводится краткий анализ информационных технологий и их влияния на деятельность компаний в частности на жизнь людей, в целом. Кроме того, там же рассматриваются некоторые случаи практического применения информационных технологий и систем с элементами искусственного интеллекта. Анализируется практическое применение передовых технологий в процессе производства товаров и предоставления услуг. Как упоминалось выше, внимание в данной главе фокусируется не на процессе исследований в области технологии и не на разработке новых технологий как конечного продукта деятельности компании.
Предметом рассмотрения данной главы является применение технологии в процессе выполнения компаниями своих функций. Безусловно, в большинстве случаев технология, которую компания использует в процессе производства товаров или предоставления услуг, является продуктом деятельности другой компании. Многие из тем, анализ которых приводится ниже, имеют либо непосредственное, либо косвенное отношение к информационным технологиям.
- Введение
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Исторические аспекты и перспективы развития операционного менеджмента
- Поставщики
- Рынок труда
- Функции организаций
- Различия между промышленными предприятиями и организациями сферы обслуживания
- 4.Классификация организаций сферы обслуживания
- 5. Классификация промышленных предприятий
- 6.Классификация операций
- 7.Квалификация и обязанности менеджеров по организации производственных операций
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Производственный план
- Агрегированное планирование: обеспечение мощностей для выполнения производственного плана
- Главный календарный план
- Черновое планирование загрузки производственных мощностей
- Часть II. Планирование и управление процессом производства товаров и предоставления услуг
- Глава 3. Календарное планирование в управлении производством
- 1.Использование информационных систем в планировании и управлении производством
- Прямое и обратное календарное планирование
- Управление производственной деятельностью
- Часть III. Формирование операционной системы предприятия
- Глава 4. Расположение промышленных и сервисных организаций
- 1.Определение размера и мощности организации
- 2.Требования к расположению организаций
- 3.Методы оценки местоположения предприятий
- Глава 5. Выбор технологий как основа конкурентного преимущества компании
- 1.Три сферы, в которых внедрение новых технологий приносит максимальную выгоду
- 2.Совершенствование организационной структуры предприятия
- 3.Влияние информационных технологий на деятельность компаний и на жизнь людей
- 4.Практическое применение новых технологий в некоторых компаниях
- 5.Искусственный интеллект
- 6.Автоматизированные средства проектирования Автоматизированное проектирование
- Автоматизированная подготовка рабочих чертежей (и сокращение необходимости в них)
- 7.Автоматизированное производство процессов
- Автоматизированное производство с прямым применением средств вычислительной техники
- 8.Гибкие производственные системы
- 9.Комплексное автоматизированное производство
- 10.Тенденции технического прогресса
- О г л а в л е н и е
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Туаршева Ольга Александровна операционный менеджмент учебное пособие
- 198035, Санкт - Петербург, Межевой канал, д. 2