Управляемые исполнительные электродвигатели постоянного тока
Двигатели постоянного тока широко применяются в системах управления для преобразования постоянного электрического тока в механический крутящий момент на валу двигателя. Конструктивно эти двигатели состоят из статора с обмоткой возбуждения и якоря или ротора с обмоткой. Как к обмотке возбуждения, так и к якорю через щетки подводится постоянное напряжение. Взаимодействие магнитных полей обмотки возбуждения и якоря вызывает вращение последнего, причем направление вращения зависит от полярности включения обмоток.
Управление скоростью вращения вала двигателя осуществляется изменением тока в обмотках возбуждения и якоря на основе обратной связи по скорости вращения и обратной связи по положению рабочего органа с использованием соответствующих датчиков положения или перемещения.
П ри работе двигателя на номинальном режиме почти вся потребляемая двигателем энергия преобразуется в механическую энергию вращения вала. Однако при пуске двигателя, когда скорость вращения близка к нулю, сопротивление якоря мало и через него течет большой пусковой ток, вызывающий перегрев обмотки якоря, сильное искрение на щетках, приводящее к их разрушению, и чрезмерно большой момент на валу, эквивалентный удару и способный вызвать разрушение механических узлов привода. Во избежание этого применяют схемы, увеличивающие ток в обмотке постепенно с ростом скорости вращения. На рис. 3.43 приведена схема пуска двигателя параллельного возбуждения. Последовательно с якорем включены пусковые резисторы R1, R2, R3 в цепи 3, которые могут шунтироваться контактами контакторов У1, У2, УЗ в цепи 2. Включением рубильника В напряжение питания подводится к схеме управления двигателем. При нажатии кнопки КнП контактор 17 своими главными контактами включает двигатель в сеть, а блокирующими шунтирует кнопку пуска КнП так, что в линии l будет течь ток после отпускания кнопки КиП. Одновременно начинает течь ток через якорь двигателя и сопротивления R1, R2, R3 в цепи 3. В момент пуска реактивное сопротивление якоря минимально, но ток ограничен сопротивлениями. Ток через обмотки контакторов мал и не вызывает их срабатывания. По мере того, как якорь ускоряет свое вращение, его сопротивление растет, ток в цепи 3 и падение напряжения на R1 уменьшаются, что вызывает увеличение тока через У1 в цепи б. При определенной скорости вращения сработает контактор У1, его контакты в линии 2 закоротят R1, что вызовет скачкообразное увеличение тока через якорь в цепи З. Дальнейший разгон якоря опять вызовет падение тока в цепи 3 и включение контактора У2 в цепи 5, а потом и контактора УЗ в цепи 4, после чего все сопротивления, ограничивающие ток в якоре, будут закорочены , а двигатель выйдет на рабочий режим.
При нажатии кнопки выключения двигателя КнС обесточивается катушка контактора Л, что вызовет размыкание его основных контактов и обесточивание двигателя, а также размыкание блокирующих контактов, шунтирующих нормально разомкнутую кнопку пуска КнП.
Основными требованиями, предъявляемыми к двигателям постоянного тока при их использовании в системах управления, являются линейная зависимость угловой скорости вращения ротора от напряжения питания во всем рабочем диапазоне и стабильность характеристик.
Для уменьшения инерционности двигателей, используемых в системах управления, применяют якорь малого диаметра при увеличенной длине (отношение длины якоря к диаметру двигателя может достигать 4, когда у нормальных двигателей оно составляет 1... 2).
Достоинствами электродвигателей постоянного тока являются:
большой крутящий момент при сравнительно небольших габаритах;
значительный диапазон варьирования частоты вращения;
большой крутящий момент при пуске, что обеспечивает высокое быстродействие привода;
высокий КПД (до 90 %).
К недостаткам этих двигателей следует отнести следующие:
механический и электрический вследствие эрозии износ щеток и коллектора;
как следствие, невысокие надежность и долговечность;
необходимость постоянного ухода за коллектором и щетками;
излучение электромагнитных помех вследствие искрового разряда между коллектором и щетками, затрудняющих работу электронных схем;
большая масса и инерционность якоря, снижающие быстродействие.
- Глава 2 автоматизация производства в машиностроении. Общие понятия и определения
- Роль и значение автоматизации
- Автоматизация производственных и технологических процессов
- Уровни автоматизации производственных процессов.
- Современные черты автоматизации производства машин
- Основные направления развития автоматизации производства
- Автоматизация управления и контроля в производстве
- Первичные преобразователи (датчики)
- Свойства и разновидности измерительных преобразователей
- Измерительные цепи
- Контактные резистивные преобразователи
- Реостатные и потенциометрические преобразователи
- Электромагнитные первичные преобразователи
- Емкостные первичные преобразователи
- Пьезоэлектрические преобразователи
- Тензометрические преобразователи
- Оптические преобразователи
- Тепловые преобразователи
- Терморезисторы
- Усилители
- Электромашинные усилители
- Гидро- и пневмоусилители
- Корректирующие устройства
- Переключающие устройства и распределители
- Электромагнитные реле.
- Электромеханические муфты
- Логические элементы
- Аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи
- Задающие устройства
- Исполнительные устройства
- Управляемые исполнительные электродвигатели постоянного тока
- Двигатели переменного тока
- Электромагниты
- Синхронные шаговые двигатели
- Гидравлические серводвигатели
- Пневматические серводвигатели
- Исполнительные механизмы
- Электропривод
- Гидропривод
- Пиевмопривод
- Системы автоматического регулироваиия
- Регуляторы
- Средства управления
- Микропроцессоры и эвм в системах управления
- Устройства сопряжения эвм с объектом управления
- Программное обеспечение систем управления
- Математическое обеспечение эвм
- Алгоритмы
- Операционная система.
- Программы.
- Программируемые логические контроллеры
- Системы числового программного управления
- Автоматизация производства на базе гибких производственных систем и робототехники
- Технологические предпосылки автоматизации на базе гибких производственных систем и робототехники
- Современные гибкие производственные системы
- Автоматизироваиные рабочие места
- Системы управления промышлениыми роботами