logo search
Туаршева - Операционный менеджмент - уч пос

3.Влияние информационных технологий на деятельность компаний и на жизнь людей

Информационные технологии приобретают все более широкое применение в компаниях различных типов. В табл. 22 представлена информация о том, насколько широко распространено использование компьютеров на рабочих местах в самых разных отраслях экономики. Во многих случаях потребитель пользуется результатами применения компьютеров в процессе производства товаров или предоставления услуг, даже не зная о самом факте их использования. Компьютер способен выполнять любые функции, на которые он запрограммирован. Например, его можно использовать в качестве калькулятора и он может функционировать в качестве телефонного коммутатора. Может контролировать работу оборудования или движение транспорта по улицам, а также работать в качестве автоматического устройства настройки двигателей. Компьютер позволяет просматривать видеоизображения и играть в игры в стиле фэнтэзи; с помощью компьютера можно моделировать реальные ситуации в виртуальном режиме – использование компьютеров открывает множество других возможностей.

Таблица 22

Использование компьютеров на рабочих местах в компаниях, принадлежащих к различным отраслям экономики, %

Финансы, страхование и торговля недвижимостью

71

Управление на государственном и местном уровнях

62

Транспорт, связь и другие коммунальные службы

40

Сфера обслуживания

39

Промышленное производство

36

Горнодобывающая промышленность

31

Оптовая и розничная торговля

28

Информационные технологии оказывают огромное влияние на то, каким образом компании осуществляют выпуск продукции и предоставление услуг, а также на то, как функционируют компании и каким образом осуществляется руководство работой персонала.

Практически все достижения в деле автоматизации работы промышленных и сервисных предприятий непосредственно связаны с возможностью передачи, хранения и обработки цифровых данных. Ниже приводится беглый обзор воздействия информационных технологий на ведение бизнеса за последние 40 лет. Кроме того, в следующем разделе рассматриваются некоторые случаи практического применения новых информационных технологий в промышленных компаниях и компаниях, принадлежащих к сфере услуг.

Краткий обзор некоторых перемен в ведении бизнеса, обусловленных применением информационных технологий

На первоначальном этапе информационные технологии не оказывали большого влияния на рост производительности предприятий. В те времена существовали централизованные системы обработки данных, работа которых базировалась на использовании больших вычислительных машин для анализа данных с последующей передачей результатов в адрес пользователей. При этом существовала значительная зависимость компаний от оперативности распространения соответствующей информации по нужным адресам; кроме того, служащие, получившие такую информацию, должны были уметь интерпретировать ее, принимать соответствующие решения и на их основании осуществлять организацию работы своего отдела или подразделения. При таком уровне компьютеризации не менялась организационная структура компании; изменения касались только тех отделов, в обязанности которых входило составление отчетов. Вместо работы обычных служащих использовалось дорогостоящее оборудование, котором быстро устаревало, поэтому повышение общего уровня производительности предприятий был крайне незначительным.

Однако с течением времени компьютеры стали менее дорогостоящими и намного более мощными. Люди, увлеченные работой на компьютере, компьютерные компании, публикации на тему информационных технологий, а также специальные программы обучения работе на компьютерах – все это способствовало резкому увеличению количества компьютерных пользователей. Служащие многих компаний освоили прикладные программы, выполняемые на небольших компьютерах, и с тех пор персональные ЭВМ нашли свое применение во многих отраслях экономики.

Большая часть успехов компании, обусловленных применением информационных технологий, связана с возможностью передачи данных и объединения компьютеров в сети. Последние достижения в области информационных технологий позволяют осуществлять обмен данными между компьютерами, расположенными даже на очень большом расстоянии друг от друга; при этом многие служащие могут совместно использовать общие базы данных. В настоящее время специалисты могут генерировать новые идеи, проверять их и обмениваться своими соображениями с другими специалистами независимо от того, в какой точке земного шара они находятся, что способствует более оперативному и эффективному выполнению компанией своих функций. При таких обстоятельствах повышение производительности предприятия обусловлено не только сокращением объема организационных издержек на обработку данных, но и возможностью выполнять большинство операций быстрее, качественнее, с меньшими затратами. Кроме того, применение информационных технологий открывает перед компанией много новых возможностей.

Компании, которым удалось извлечь большую выгоду из применения информационных технологий, добились такого успеха не только посредством осуществлением технологических преобразований, но и посредством изменения организационной структуры. Такие компании коренным образом перестраивают свои методы работы с тем, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами всех доступных возможностей, предоставляемых мощными информационными технологиями. Во многих компаниях пришли к выводу, что можно сократить количество менеджеров, в обязанности которых входит сбор и обработка информации, а также передача результатов между различными уровнями иерархической системы управления. Кроме того, появилась возможность сократить и количество уровней этой системы. Применение компьютеров позволяет обрабатывать информацию и передавать ее по назначению намного быстрее, поэтому управление работой всех подразделений компании становится более оперативным, а сама иерархическая структура управления становится скорее горизонтальной, чем вертикальной.

В табл. 23 приведен итоговый анализ влияния информационных технологий на ведение дел в компаниях различных типов. Новые достижения в области информационных технологий появляются все чаще и чаще, и компании находят самые разнообразные формы практического применения этих достижений.

Таблица 23

Влияние информационных технологий на условия ведения бизнеса

Организа-

ционная

структура

компании

Новые системы электронной передачи данных разрушают привычные корпоративные барьеры, делая возможным совместное использование информации производственными отделами и участками и даже рабочими, непосредственно занятыми в производственном процессе

Операцион-

ная система предприятия

Промышленные компании применяют информационные технологии для сокращения продолжительности рабочего цикла, уменьшения количества отбракованных изделий, а также снижения уровня непроизводительных затрат. Подобным же образом предприятия сферы услуг используют средства электронного обмена данными для ускорения процесса приема и выполнения заказов, а также для поддержания связи с поставщиками и заказчиками.

Кадровое

обеспечение

Новые процессы и системы позволяют сократить количество уровней иерархической системы управления, а также сократить общую численность персонала компании. В то же время компании эффективно используют возможность создания «виртуальных офисов» посредством привлечения специалистов, работающих в удаленном режиме

Разработка новой продукции

Отсутствие обратной информационной связи с потребителем может стать причиной неудачного исхода всего цикла разработки нового продукта. Чтобы избежать этого, в рамках компании осуществляется анализ информации от потребителей и передача полученных данных вместе с комментариями маркетологов в адрес рабочих групп по разработке новой продукции

Взаимодей-

ствие с

клиентами

Применение новых информационных технологий коренным образом изменило процедуру выполнения заказов клиентов. Представители отдела обслуживания потребителей, пользуясь ресурсами единой базы данных всей компании, прилагают все усилия к тому, чтобы незамедлительно удовлетворить любые требования клиентов, начиная простой сменой адреса и заканчивая внесением коррективов в сроки оплаты счетов

Нет сомнения в том, что компании, руководствующиеся в своей деятельности принципом непрерывного совершенствования, будут неизменно продолжать поиск новых путей внедрения новых достижений в области информационных технологий. Далее следует анализ некоторых случаев применения информационных технологий с целью повышения эффективности работы компании.