1.1. Энергетическая политика России
Основные направления энергетической политики разработаны Правительством РФ и утверждены Указом Президента РФ № 472 от 07.05.95. В соответствии с этим Указом, для устойчивого обеспечения Российской Федерации энергоносителями, создания условий стабильного и эффективного развития топливно-энергетического комплекса, проведения согласованной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях, повышения эффективности добычи (производство), преобразования, транспортировки, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов Правительству РФ поручено разработать и утвердить в установленном порядке Федеральную целевую программу «Топливо и энергия».
Приоритеты энергетической политики РФ:
устойчивое обеспечение страны энергоносителями;
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;
создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений;
уменьшение негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду;
поддержание экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса и расширение экспорта его продукции;
сохранение энергетической независимости и обеспечение безопасности Российской Федерации.
Главной целью энергетической политики России является определение путей и формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для подъема благосостояния граждан и социально-экономического возрождения страны. Главной задачей энергетической политики на этапе до 2010 года является структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса, предусматривающая:
увеличение доли природного газа в суммарном производстве энергетических ресурсов и расширение его использования в экологически неблагополучных промышленных центрах и для газификации села;
дальнейшее развитие электрификации, в том числе за счет экономически и экологически обоснованного использования атомных и гидроэлектростанций, нетрадиционных возобновляемых источников энергии;
стабилизацию добычи нефти в Западной Сибири и других регионах, создание условий для формирования новых нефтегазодобывающих регионов;
увеличение производство высококачественных светлых нефтепродуктов за счет повышения эффективности переработки нефти;
обеспечение необходимых объемов добычи угля с учетом экономических, социальных и экологических факторов, дальнейшее развитие углеобогащения и комплексной переработки угля с целью получения экологически приемлемых и конкурентоспособных продуктов, в том числе высококачественного бытового топлива;
расширение использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая нетрадиционные возобновляемые источники энергии;
реализацию потенциала энергосбережения за счет создания и внедрения высокоэффективного топливо- и энергопотребляющего оборудования, теплоизоляционных материалов и строительных конструкций.
Энергетическая стратегия России фокусирует внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на формирование среды и условий, при которых этот процесс развивался бы в нужном направлении. В связи с этим количественные оценки имеют здесь прогнозный характер.
Новая региональная энергетическая политика сочетает естественное стремление регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями с сохранением единства ТЭК России как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции страны.
Интересы регионов будут удовлетворяться путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов федерального значения и прав в экономическом управлении этими объектами при сохранении единства технологического управления.
Региональная энергетическая политика будет учитывать принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса различных зон страны северные, южные, центральные районы европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.
Главным средством достижения целей и реализации приоритетов энергетической стратегии является формирование энергетического рынка, контролируемого государством с помощью:
ценовой и налоговой политики, обеспечивающей постепенный переход к ценам на топливо, соответствующим в качестве верхнего предела ценам мирового рынка, а нижнего - ценам самофинансирования предприятия;
последовательного формирования конкурентной среды в энергетике путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
совершенствования законодательства и разработки системы нормативных актов в виде Энергетического кодекса РФ, регулирующего взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой и с органами государственного управления.
В рамках контролируемого рынка должны обеспечиваться:
создание стимулов для энергосбережения и повышения эффективности производство и использования энергии;
проведение активной инвестиционной политики путем создания условий для самофинансирования топливно-энергетических предприятий и расширения круга инвесторов, для минимизации бюджетных вложений;
либерализация экспорта энергоресурсов и импорта энергетического оборудования при сохранении государственного контроля за соблюдением интересов страны.
- Энергосбережение на промышленных предприятиях
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения 9
- Глава 1 – профессором м.И.Яворским и к.Т.Н., доцентами Томского политехнического университета а.И.Гаврилиным и в.В.Литваком;
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения
- 1.1. Энергетическая политика России
- 1.2. Нормативно-правовая база энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Основы договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций
- 2.1. Договор на пользование электрической энергией
- 2.2. Взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций по обеспечению качества электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Теоретические основы энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Стандартизация, сертификация и измерение электрической энергии
- 4.1. Стандарты на электрическую энергию
- 4.2. Измерение электрической энергии
- 4.3. Сертификация электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Энергетические обследования предприятий и организаций
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований
- 5.3. Требования к проведению энергетических обследований
- 5.4. Задачи обследований, схема их организации
- 5.5. Показатели энергоэффективности
- 5.6. Проведение энергетических обследований
- 5.7. Паспорт энергетического хозяйства предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Приборное и методическое обеспечение энергетических обследований
- 6.1. Определение показателей энергоэффективности
- 6.2. Приборы для проведения энергетических обследований
- 6.3. Применение портативных ультразвуковых расходомеров
- 6.4. Стандартные процедуры применения узпр
- Глава 7. Учет и контроль потребляемых энергоресурсов
- 7.1. Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии
- 7.2. Уравнения для измерения тепловой энергии
- 7.3. Типы современных теплосчетчиков
- 7.4. Опыт разработки теплосчетчика в Томске на базе шарикового расходомера
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Формирование рынков энергии
- 8.1. Особенности этапа возникновения рынков
- 8.2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Энергосбережение в системах освещения
- 9.1. Нормирование
- 9.2. Краткий обзор нормативной базы стран Европы и сша
- 9.3. Нормирование внутреннего освещения
- 9.4. Источники света
- 9.5. Пускорегулирующие аппараты
- 9.6. Осветительные приборы
- 9.7. Наружное освещение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Энергосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 10.1. Объемы потребления тепловой энергии в зданиях
- 10.2. Тепловой баланс здания и его составляющие
- 10.3. Пути снижения потребления энергии зданиями
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
- 11.1. Энергетическая составляющая себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Ценовое регулирование программ энергосбережения
- 11.3. Стимулирование потребителей и производителей энергетических ресурсов
- 11.4. Финансирование программ в области энергосбережения
- 11.5. Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Основы энергетического менеджмента
- 12.1. Необходимость управления потреблением энергии
- 12.2. Матрица энергетического менеджмента
- 12.3. Энергетическая политика предприятия
- 12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента
- 12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Экологические аспекты энергосбережения
- Глава 14. О формировании энергосберегающего поведения
- Литература
- Энергосбережение на промышленных предприятиях