Современные гибкие производственные системы
Гибкие производственные системы представляют собой совокупность технологического оборудования и систем обеспечения его работы в автоматическом режиме при изготовлении изделий изменяющейся номенклатуры. Развитие ГПС происходит в направлении к безлюдной технологии, обеспечивающей работу оборудования в течение заданного времени без участия оператора. Для каждого изделия при заданных требованиях к количеству и качеству продукции могут быть разработаны различные варианты ГПС, отличающиеся методами и маршрутами обработки, контроля и сборки, степенью дифференциации и концентрации операций технологического процесса, типами транспортно-загрузочных систем, числом обслуживающих транспортных средств (ОТС), характером межагрегатных и межучастковых связей, конструктивными решениями основных и вспомогательных механизмов и устройств, принципами построения системы управления. Технический уровень и эффективность ГПС определяется такими показателями, как качество изделий, производительность ГПС и ее надежность, структура потоков компонентов, поступающих на ее вход. Именно с учетом этих критериев должны решаться такиезадачи, как выбор типа и количества технологического оборудования, межоперационных накопителей, их вместимости и мест их расположения, числа обслуживающих операторов, структуры и параметров транспортно-складской системы и т. п.
Гибкие производственные системъг могут быть построены из взаимозаменяемых, из взаимодополняющих ячеек или же смешанным образом.
На рис. 4.1 показана схема гибкой системы из двух однотипных взаимозаменяемых обрабатывающих центров (ОЦ). Обрабатывающие центры обслуживаются двумя транспортными тележками (робокарами), поддерживающими движение материальных потоков (деталей, заготовок, инструментов). Обычным является управление в автоматизированном режиме. Если допускаются ручные операции, то оператору должна бъгть предоставлена определенная свобода действий. Управление совместной работой ОЦ и транспортной системой осуществляется от центральной ЭВМ.
В общем случае управлением робокарами осуществляется от центральной ЭВМ через промежуточное устройство или же от локальной системы управления (ЛСУ). Передача команд на робокары может осуществляться только на остановках, которые делят трассы движения на зонъг. ЭВМ разрешает пребывание в конкретной зоне только одного робокара. Максимальная скоростъ движения может доститать 1 м/с.
Верхняя часть робокара для выполнения операций перегрузки, разгрузки и загрузки может подниматься и опускаться с помощью тидропривода. При отказе или отключении управления от ЭВМ робокар может управляться ЛСУ.
Существуют различные варианты робокаров, используемых в качестве транспортных средств в ГПС. Наиболее распространен вариант, котда робокар перемещается вдолъ трека (маршрута, трассы) или иной конструкции, уложенной в полу или на его поверхности. Один из вариантов трассирования заключается в том, что на поверхность пола наносят трек в виде полосы (флюоресцентной, светоотражающей, белой с черной окантовкой), а маршрутослежение осуществляется оптоэлектронными методами. Недостатком является необходимость следить за чистотой полосы. По- , этому более распространенным является трассирование робокаров индуктивным проводником, уложенным в канавке на неболь- ~ шой глубине (порядка 20 мм). Известны и другие интересные ре-;; шения - с применением, например, телевизионного навигаци- , онного оборудования для свободного перемещения в простран- ~ стве под управлением ЭВМ. `
Источником снабжения робокаров материальными потоками ~ является автоматизированный склад со штабелерами, осуществляющими адресуемый доступ к любой ячейке склада. Складi сам по себе является достаточно сложным объектом управления. ~
В качестве его системы управления используют программируемые контроллеры, ЭВМ или же специализированные устройства. Наиболее распространенные робокары с индуктивным маршруrослежением имеют следующие характеристики: грузоподъемность - 500 кг; скорость перемещения - 70 м/мин; ускорения при разгоне и торможении соответственно - 0,5 и 0,7 м/cZ; ускорение при аварийном торможении 2,5 м/с2; величина подъема палеты - 130 мм; точность остановки робокара - 30 мм; время цикла перегрузки - 3 с; радиус поворота на максимальной скорости - 0,9 м; время работы без подзарядки аккумуляторов - 6 ч; напряжение аккумуляторной батареи - 24 В; мощность каждого из двух приводных двигателей - 600 Вт;. собственная масса робокара - 425 кг.
Важным преимуществом робокаров как транспортных средств является отсутствие сколько-нибудь серьезных ограничений на расстановку оборудования, которая может быть осуществлена из соображений наибольшей эффективности по любым критериям. Маршрут робокаров нередко оказывается достаточно сложным, с параллельными ветвями и петлями (рис. 4.2 и 4.3).
Иногда в ГПС применяются все же не робокары, а транспортные средства со свободной адресацией кареток, несущих спутники. Пример компоновки гибкой системы с подобным видом транспорта показан на рис. 4.4. Управление этой транспортной системой осуществляется от программируемого контроллера или от ЭВМ.
Конструктивная модификация ГПС с линейным транспортом, кареткой свободной адресации и неподвижным общим накопителем палет показана на рис. 4.5. К транспортной системе подключают не только различное технологическое, но и вспомогательное оборудование, например моечную станцию.
Используется также конструктивная модификация (ГПС) с портальной системой транспортирования палет и с применением автооператора (рис. 4.6).
Более сложную структуру имеет ГПС в тех случаях, когда наряду с транспортным потоком деталвй имеется еще и транспортный поток инструмента. Существует немало способов практической реализации такой структуры. Например, транспортирование деталей может осуществляться с помощью каретки свободной адресации, а доставка инструментальных наладок вьпголняется рельсовой тележкой, на которой смонтирован робот, иrрающий роль приемопередающего механизма (рис. 4.7).
На рис. 4.8 показано портальное трехкоординатное устройство для перегрузки инструментов из внешнего инструментального магазина в инструментальные магазины станков. Поток деталей между рабочими ячейками и центральным накопителем палет организован с помощью каретки свободной адресации. Наличие двух потоков усложняет структуру ГПС, но независимость этих
потоков позволяет осуществлять огrгимальное управление для каж~~ого из них по отдельности.
Известны структурные решения с совмещением транспортных v готоков деталей и инструментов. Например, робокар может доставлять к станкам и палеты с деталями, и инструментальные наладки (как показано на рис. 4.9). В таких структурах экономия транспоргных средств может привести, однако, к задержкам в обслуживаоии станков и к усложнению управления.
Структурный анализ позволяет установить совокупность повторяющихся объектов в ГПС. К числу объектов, требующих как авгономного управления, так и централизованной координации, nрежде всего относятся ОЦ, а также накопители, транспортные средства, склады.
Конструктивные особенности объектов должны быть ориенти- ~ рованы на взаимную интеграцию без доработок и переделок. В этом случае множественность указанных объектов составит семейство совместимых компонентов, способных порождать многочисленные варианты ГПС в соответствие с конкретным техническим за-:: данием на их разработку.
Структуры гибкого многономенклатурного производства харак- , теризуются составом или номенклатурой основного технологиче- `;; ского оборудования и его количеством, которое зависит от про-;~; граммы выпуска и производительности, определяющих производ- R ственные связи между отдельными станками, ветвление и соедине- ~` ние потоков обрабатьп3аемьи деталей. Гибкое многономенклатурное-у производство является одной из разновидностей ГПС. Оно характе- ,', ризуется движением деталей по произвольному маршруту с воз- ! можностью его прерывания, не требует обязательного выравнива-;' ния значений времени пребывания детали на различных операциях технологическото маршрута и числа операций технологического маршрута для деталей разных наименований. Маршрут движения у деталей и последовательность подачи их на обработку никак не свя- : заны с компоновкой оборудования и определяются планом работьt" комплекса и расписанием загрузки единиц оборудования. ;
При формировании структуры такого производства учитыва- ,'; ются порядок следований операций и их длительность. Разработку ~ ГПС обычно осуществляют исходя из следующих условий:
• задано ли множество реализуемых производственных функ- ; ЦИЙ;
• заданы ли взаимосвязи между производственными функциями; 'i • заданы или же поддежат выбору элементы технических средств , комплекса управления;
• учитывается или нет расположение элементов производствен- - ной системы;
• указаны или нет связи между элементами производственной; системы;
• имеется или отсутствует возможность выполнения одной и тоЙ ;' же задачи несколькими различными элементами. Классификация операций производственных структур производится двояким образом.
1. По принципу назначения выделяются следующие операции: • подготовка полных исходных данных по управлению складом ; заготовок;
• подготовка данных по маршруту транспортирования заготовок;
• управление складом инструментов;
• управление транспортировкой грузоединиц;
• управление оборудованием технологического процесса; • управление складом готовых изделий.
2. По принципу реализации производственного процесса раз-~ личают операции:
• динамическое и статическое ведение состояния склада мате-, риалов;
• динамическое и статическое ведение состояния склада инструментов;
• осуществление транспортирования грузоединиц;
• составление полного отчета по состоянию технологическогсж оборудования;
• отправка на склад готовых изделий.
Эффективность и производительность осиовного оборудован многономенклатурного производства непосредственно зависят о, уровня его использования и загрузки.
Обеспечение загрузки оборудования в многономенклатурно производстве с учетом различной длительности производствен ных циклов на смежных технологических позициях является одной из центральных теоретических и практических проблем, с~ которыми приходится сталкиваться как при проектировании, та - и при эксплуатации ГПС. ,
Загрузка оборудования ГПС в многономенклатурном производ-' стве определяется планом. Различают объемные и календарнь~ планы (расписания).
Первые устанавливают укрупненные балансы технологическо~ го времени по видам операций и фондов времени работы обору~е дования; вторые доводят объемные планы до регламентации вре=. менных технологических последовательностей выполнения рабо7С на рабочих местах.
При проектировании ГПС многономенклатурного производ-' ства выбор производственных (и технологических) структур осу~ ществляется только на основании объемных планов.
Расписание работы оборудования многономенклатурной ГПС~ создается в процессе эксплуатации с учетом реальной производ-~ ственной ситуации.
It~бкие автоматизированиые системы. По организационной струк туре ГПС разделяются на следующие виды:
• гибкая автоматическая линия (ГАЛ) - гибкая производствен+ ная система, в которой технологическое оборудование располам,' гается в принятой последовательности технологических операцийr
• роботизированная технологическая линия (РТЛ) - сово"' купность роботизированных технологических комплексов, связан~ ных между собой транспортными средствами и системой упра :' ления, или нескольких единиц оборудования, обслуживаемы одним или несколькими промышленными роботами для выпол ' нения операций в принятой технологической последовательности
• гибкий автоматизированный участок (ГАУ) - гибкая произ.-, водственная система, функционирующая по технологическом'~
маршруту в соответствии с расписанием загрузки оборудования, в котором предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования;
• роботизированный технологический участок (РТУ) - совокупность единиц технологического оборудования, связанных между собой транспортными средствами и системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования,обслуживаемых одним или несколькими промышленными роботами, в которой предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования;
• гибкий автоматизированный цех (ГАЦ) - гибкая производственная система, представляющая собой совокупность гибких автоматизированных линий, роботизированных технологических линий, гибких автоматизированных участков и роботизированных технологических участков, что обеспечивает возможность изготовления изделий заданной номенклатуры.
Основным элементом технологического оборудования, из которот строятся различные ГПС, являются роботизированные технологические комплексы (РТК) и гибкие производственные модули (ГПМ).
РТК - это совокупность, образованная единицей технологического оборудования, промышленным роботом и средствами пристаночного оснащения, автономно функционирующая и совершающая многократные технологические цйклы.
ГПМ - это единица технологического оборудования с программным управлением и средствами автоматизации технологического процесса, автономно функционирующая, осуществляющая многократные технологические циклы, обладающая свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий различной номенклатуры (разумеется, в установленных пределах их типоразмеров и друrих технических характеристик), имеющая возможность встраивания в ГПС.
ГПС организуются преимущественно для комплексной обработки, обеспечивающей выпуск полностью обработанных деталей. Однако в ряде случаев отсутствует необходимый набор гибких производственных модулей для комплектования ГПС с полным циклом обработки деталей. В таких ситуациях, а также в силу специфических особенностей реализации технологических процессов на тех или иных предприятиях организуются ГПС с вынесением некоторых операций на другие производственные участки. Эти участки по сравнению с указанной ГПС могут иметь и более низкий уровень автоматизации. ГПС для предварительной обработки целесообразно объединять с переналаживаемыми комплексами резки заготовок и размещать в заготовительных цехах и производствах. По своей структуре ГПС разделяются на простые и сложные.
Простая ГПС - это производственная система, предназначен~ ная для выполнения технологического процесса или его закон~ ченной в организационном отношении части. Она состоит из не~
скольких ГПМ, отдельных станков или РТК, объединенных авта~ матизированной транспортно-накопительной системой (ТНС) ил~ транспортно-складской системой (ТСС).
Сложная ГПС - это гибкая производственная система, в со~, став которой входят единицы основного технологического обор ,"' дования (ГПМ, РТК или переналаживаемые станки), вспомог ' тельное оборудование, система обеспечения функционирован производства (СОП) и управляюще-вычислительный компле ` (УВК). В состав сложной ГПС могут входить как простые ГПС, т и отдельные станки, например для подготовки баз и выполнен ' финишных операций; система обеспечения функционирован производства, включающая участки хранения и настройки инс ' румента, сборки приспособлений, мойки деталей, техническог контроля, отделения для переукомплектования, установки и пеn~ реустановки деталей; системы транспортирования и хранения д . талей и инструментов, уборки отходов производства (в том чис ' стружки), подачи масла и эмульсии, а также ремонтные служб,, (в том числе занятые на работах по механике, гидропневмоавто' матике и гидропневмоприводу, электроприводу и электрике п+~ электронике).
Рассмотрим это несколько подробнее.
Создание ГПС является неотьемлемой частью проектированн~ или реконструкции предприятия с учетом принципов групповог~ производства. Всякая ГПС включает в себя два комплекса: произ~ водственный и управляюще-вычислительный. Заметим, что сте~ пень автоматизации и соответственно доля функций управлениs~; возложенных на компьютерную управляюще-вычислительную сиf~ стему, может быть различной. Однако все необходимые для да~~ ной производственной системы функции управления должн~ выполняться. Часть этих функций выполняется компьютерны~ комплексом, а часть - управляющим персоналом. Таким обр~ зом, система управления ГПС в общем случае представляет собо~ человекомашинный комплекс. у
Производственный комплекс включает в себя собственно прст~ изводственную систему и систему обеспечения функциониров~~ ния производством (СОП).
В общем случае в систему обеспечения производства входят: :i •автоматизированная транспортная и транспортно-складска~ система (АТСС);
•автоматизированная система инструментального обеспечениа (АСИО);
• система автоматизированного контроля (САК);
• система автоматизированного удаления отходов (АСУО);
• система обеспечения профилактики и ремонта оборудования (СГIР);
• система автоматизированного проектирования, конструкторского и технологического (САПР-К и САПР-Т);
• автоматизированная система технологической подготовки производства (АС ТПП);
• автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП);
• автоматизированная система управления гибкой производственной системой (АСУ ГПС) и некоторые другие системы. Состав оборудования для ГПС, а также состав, функции и оборудование интегрированной системы обеспечения функционирования производства определяются исходя из конкретной производственной ситуации на том предприятии, где предполагается организовать ГПС, а также из возможностей и экономической эффективности поставок перспективного оборудования (рис. 4.10). При организации гибких автоматизированных участков по структурным схемам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 и 1. 8 система обеспечения функционирования производства оказывается вынесенной за пределы участка, а накопители размещаются на площади самого этого участка. '
При организации цеховых ГПС с применением структур в соответствии со схемами 1.6 и 1. 7 все системы, как и все технологическое оборудование, размещаются на площадях, отводимых непосредственно под ГПС. Реализация ГПС по схеме 1.1 рекомендуется для одностороннего расположения станков, а по схемам 1.2 и 1.6- ддя двустороннего расположения. Для перемещения и складирования заготовок, деталей, инструмента и приспособлений применяются транспортные роботы, которые позволяют устанавливать тару, поддоны и сменные приспособления-спутники (палеты) на приемные устройства и накопители отдельных станков и в общеучастковые накопители. При организации ГПС по схемам 1.3, 1.4 и 1. 7 транспортные роботы обеспечивают перемещение и накопление деталей на одном уровне высот. Для размещения оборотных заделов, инструмента и приспособлений, предназначенных для последующей механической обработки, используются механические накопители-подъемники. Подобные схемы могут применяться как для одностороннего, так и для двустороннего расположения станков. Схема 1.5 применяется для таких ГПС, у которых предусматривается организация общего склада-накопителя. Для загрузки станков транспортный робот захватывает тару или спутник из стеллажа-накопителя и устанавливает на локальный накопитель или же на пристаночное загрузочно-разгрузочное устройство. При использовании структуры по схеме 1.8 в одном транспортном блоке применяется перемещение по двум уровням. На верхнем уровне перемецiается устройство циклического
действия, транспортирующее тару, поддоны и спутники к рабочим местам. На нижнем уровне осуществляется возврат тары, поддонов и спутников от рабочих мест после каждой технологической операции. Обычно для вьшолнения операций по возврату используется роликовый приводной конвейер.
Кроме указанных, возможны и иные схемы компоновок ГПС, исдользующие роликовые конвейеры в сочетании с различными поворотными и подъемными устройствами, а такзке с цепенесу-
щими конвейерами. Различные схемы таких устройств приведены на рис. 4.11. Вдоль линейной или замкнутой трассы конвейеров могут разместиться до 25 станков, а также общеучастковые накопители. Система обеспечения функционирования производства вынесена за пределы участка.
Наконец, практически применяются ГПС, использующие для межоперационных перемещений напольнь~е рельсовые транспортные устройства, а такхсе безрельсовые устройства без водителей, перемещающиеся по специальным проездам. Количество установленных станков определяется размерами выпуска. Использование подобных схем целесообразно для производственных участков, в которых станки располагаются группами разнообразной конфигурации и требуется создание криволинейных трасс для межоперационных перемещений, а также в тех случаях, когда различные склады и участки подготовки производства размещаются в отдалении от технологического оборудования. Транспортные трассы в таких случаях обычно бывают закольцованы.
Различные варианты подобных структур ГПС приведены на рис. 4.12.
Система управления ГПС относится к многоуровневым иерархическим системам управления. Для иерархических систем характерно то, что информационно-управляющее взаимодействие происходит только между расположенными рядом уровнями иерархии управления. Например, третий уровень управления не может передавать управляющие воздействия на первый уровень управления, минуя второй. В случае структур ГПС к нижнему уровню управления относятся устройства числового программного управления отдельными станками, устройства управления краном-штабелером и отдельными устройствами, входящими в транспортно-складскую систему. Средний уровень системы управления ГПС обеспечивает прием плановых заданий от верхнего уровня системы управления (независимо от того, составляются эти пnановые задания с помощью компьютерных систем или же человеком), автоматизацию оперативного управления централизованными службами обеспечения производства, координирует работу систем нижнего уровня. Наконец, на верхнем уровне управления ГПС производится разработка плановьпс и директивных документов (или массивов), определяющих функциокирование данной ГПС в течение рассматриваемого временного интервала.
Информационной базой дnя управления ГПС является компьютерная модель, отражающая состояние этой ГПС и включающая модель склада-накопителя,транспортно-накопительной системы и пунктов загрузки-выгрузки.
Основные задачи компьютерной техники при управлении ГПС следующие:
• оперативно-календарное планирование производства, вклгqр чая подетальное планирование на месяц, расчет сменно-суточнс~ го задания, расчет подетально-операционного плана на заданны~ период времени, отображение, контроль и коррекция сменнс~ суточных заданий, формирование партий запуска и вьшуска, pat~ чет загрузки оборудования; !'
• технологическая подготовка производства, включая план~t рование и учет комплектования ГПС инструментом, оснасткой:~ управляющими программами на за,данный календарный перио.~ планирование обеспечения ГПС заготовками, разработку кар~ наладок и укомплектовочных карт инструмента, автоматизациэ~ разработки технологических процессов и управляющих програлаi для станков с ЧПУ;
• оперативное управление и ведение отчетности, включая вь~ полнение сменно-суточных заданий, комплектование заказо ~ обеспечение заготовками, запуск деталей в обработку и их дв жение, возникновение брака, поступление и местонахожден " грузоединиц в скпадах-накопителях, работу и простой оборуд вания;
• технико-экономическое планирование и учет, включая уч' ~~ выполнения производственной программы за сутки, смену и ` начала месяца, расчет плана технико-экономических показателв~ ГПС и учет его выполнения;
• информационное взаимодействие, диагностику и непосре,г~, ственное управление оборудованием ГПС. ;э Структура информационного обмена между функциональн ми подсистемами, входящими в систему управления гибким мн гономенклатурным производством, приведена на рис. 4.13. ;,; 4.3. Гибкие производственные системы с применением промышлеиных роботов
Мировой тенденцией, преобладающей в настоящее время, я ется снижение серийности и масштабов выпуска изделий п расширении их номенклатуры. Этим обеспечивается возможнос ' гибко реагировать на изменения спроса и реально поступающ заказов. Традиционным методом балансировки производства спроса бьшо создание запасов готовой продукции определенн го ассортимента. Однако этот метод в условиях возрастающе разнообразия потребностей покупателей перестает быть удовле~ ворительным. Наличие значительных запасов готовой продукци ,, создаваемых «на всякий случайи, означает омертвление знач ` тельного капитала и выведение его из оборота. Создание так `~ запасов делает предприятие консервативным, и не производи` ся то, что можно продать, а наоборот, продается то, что бьц~ произведено.
Поэтому современной тенденцией является придание производству способности оперативно реагировать на колебания спроса без создания значительных запасов готовой продукции.
Во всех типах производств над заготов~сой с момента ее поступления на склад предприятия и до выдачи готовой детали на сборку (или на выходной склад готовых деталей) выполняется ряд операций на основном технологическом оборудовании, а также производится целый ряд вспомогательных операций. При этом лицо, занимающееся организацией производства и управлением технологическим процессом, не имеет права нарушать технологическую дисциплину, т. е. без согласования с технологом изменять последовательность выполнения операций, предусмотренньUс технологическим маршрутом или менять параметры этих операций. В зависимости от сложности и уровня автоматизации производственной системы упомянутые вспомогательные операции выполняются либо вручную, либо с помощью различных механизмов, либо при том или ином сочетании действий оператора и работы механизмов.
В области крупносерийного и массовото производства с успехом применяются гибкие переналаживаемые .пинии (ГПЛ), обслуживаемые роботами. Наиболее часто промышленные роботы применяются здесь для выполнения операций загрузки и выгрузки на начальных и конечных позициях линий в целом и на технологически и конструктивно законченных участках линий. В этом случае решается задача переналадки линий на обработку часто сменяемой продукции.
Промышленные роботы применяются также для загрузки, разгрузки и других видов обслуживания агрегатных станков. В этом случае минимальная технологическая ячейка обычно состоит из 2-3 станков и промышленные роботы применяются для установки и снятия деталей, а также ддя их межстаночного проектирования.
В мелкосерийном и серийном производствах промышленные роботы используются обычно в сочетании со станками с ЧПУ. Это позволяет автоматизировать групповую обработку мелких серий деталей, выполняя следующие операции:
установку и снятие детали на станке; очистку баз станка и детали;
контроль правилъности базирования заготовки на столе, в патроне и в центрах;
контроль деталей, прошедших обработку;
смену, установ и контроль режущего инструмента на станке; выборку и раскладку деталей, установленных с соответствующей ориентацией в специальной таре (например, в кассетах); установку, складирование и штабелирование деталей или специальной тары;
обслуживание автоматизированных и механизированных складов;
транспортирование деталей или специальной тары (например, кассет или палет) от станка к станку;
внутрицеховое транспортирование;
загрузку и разгрузку различного вида транспортеров; консервацию и упаковку деталей;
выполнение заданной последовательности обслуживания станков в группе.
С помощью промышленных роботов (специальных, специализированных и целевых) можно автоматизировать операции по загрузке и разгрузке деталей, если конструкция этих деталей удовлетворяет следующим требованиям:
детали имеют однородные по форме и расположению поверхности для захвата и базирования, позволяющие устанавливать их на станок без дополнительной выверки;
детали имеют ясно выраженные конструктивные и технологические базы и признаки ориентации, которые позволяют осуществлять их транспортирование и складирование ориентированно либо в специальных тарах, поддонах, кассетах и т. п.;
конструктивно-технологические параметры деталей позволяют применять принципы групповой обработки;
масса деталей находится в пределах 10 ... 500 кг. Детали меньшего веса можно загружать стандартными устройствами типа вибробункеров. Зачастую также ручная загрузка и выгрузка таких не
больших деталей оказывается более простой и эффективной, чем при использовании промышленных роботов. Для деталей массой более 500 кг необходимо создавать и использовать роботы специальной конструкции.
Возможные сочетания промыцшенных роботов различной грузоподъемности с отечественными станками различных марок и различных типоразмеров приведены в табл. 4.4.
Выполнение вспомогательных операций для деталей сложных конфигураций, отличающихся формами базовых поверхностей, таких как вилки, рычаги, кулисы, сложные корпуса и т. п., в ус
ловиях многономенклатурной обработки требует специальных установочных, фиксирующих и захватных устройств.
Для успешного внедрения роботов в производственные системы вводятся необходимые изменения в конструкцию технологического и вспомогательного оборудования, разрабатываются вспомогательные устройства, расширяющие функции промышленных '
роботов, соответствующие транспортные системы, создается оптимальная компоновка участка станков, реорганизуются его свя- ' зи с остальным производством. Вносятся также необходимые и `; допустимые изменения в конструкцию деталей, с которыми ра- ' ботает робот.
Станки, ориентированные на работу совместно с промышленным роботом, обладают следующими особенностями:
система управления робота должна быть связана с системой управления станка, чтобы преобразовывать и передавать на исполнение различные технологические команды, например зажим или разжим патрона либо центров, включение станка и т.д.;
зажим детали в патроне (для деталей типа фланцев), захват детали поводком (для деталей типа валов), фиксация и зажим детали на рабочем столе станка (для фрезерных и тому подобных станков) осуществляются автоматически. Автоматизируется также поджим заготовки к торцу патрона либо задней бабкой, либо специальным устройством для поджима на револьверной головке или на суппорте станка;
автоматизируется перемещение (открывание и закрывание) щитков ограждения рабочей зоны станка;
для расширения технологических возможностей станка токарные станки патронного типа в некоторых случаях оснащаются устройствами автоматической фиксации шпинделя в определенном угловом положении;
в станках, предназначенных для работы совместно с роботом, предусматривается особо низкая частота вращения шпинделя, что необходимо для контроля биения заготовки. Такие станки снабжаются устройствами для дробления стружки с целью обеспечить отвод стружки из зоньг резания;
доступ в рабочую зону сверху или с тыльной стороны станка является свободным для наблюдения рабочего за работой станка и робота.
Для эффективности применения промышленных роботов в составе производственных систем используется специально созданное для этих целей вспомогательное оборудование и оснастка: магазины, спутники, накопители, специализированная тара, наборы захватов. Уже на стадии разработки технологического процесса следует решать вопросы ориентирования деталей, чтобы избежать затрат на поспедующее создание специальных ориентирующих устройств. Например, технологический процесс должен быть таким, чтобы на позицию загрузки заготовка приходила ориентированной в то положение, которое она должна иметь на первой операции. Для типовых деталей, таких как валы, зубчатые колеса, фланцы, кольца, крышки, планки, рычаги и др., разрабатывается специальная легкопереналаживаемая тара.
Планировка производственного участка во многом определяется конструкцией промышленного робота. Например, для стационарного робота с шарнирной рукой станки целесообразно располагать зонами обслуживания друг к другу. Для промышленных роботов применяется круговая компоновка производственного участка. При этом, однако, одним роботом обслуживается
не более четырех станков. При использовании передвижного робота наиболее часто применяется линейно-параллельная планировка. Во всех этих случаях предусматриваются необходимые меры по технике безопасности: ограждение, сигнализация, предельные фотодатчики и т. п. Место оператора должно быть безопасным, обеспечивать удобство наблюдения за работой оборудования и допускать доступ оператора в рабочую зону в периоды, свободные от вьп~олнения операций заrрузки и выгрузки.
На рис. 4.14 показаны схемы загрузки и выгрузки деталей промышленными роботами для различных типов станков: с горизонтальной (а) и вертикальной (б) осью шпинделя.
- Глава 2 автоматизация производства в машиностроении. Общие понятия и определения
- Роль и значение автоматизации
- Автоматизация производственных и технологических процессов
- Уровни автоматизации производственных процессов.
- Современные черты автоматизации производства машин
- Основные направления развития автоматизации производства
- Автоматизация управления и контроля в производстве
- Первичные преобразователи (датчики)
- Свойства и разновидности измерительных преобразователей
- Измерительные цепи
- Контактные резистивные преобразователи
- Реостатные и потенциометрические преобразователи
- Электромагнитные первичные преобразователи
- Емкостные первичные преобразователи
- Пьезоэлектрические преобразователи
- Тензометрические преобразователи
- Оптические преобразователи
- Тепловые преобразователи
- Терморезисторы
- Усилители
- Электромашинные усилители
- Гидро- и пневмоусилители
- Корректирующие устройства
- Переключающие устройства и распределители
- Электромагнитные реле.
- Электромеханические муфты
- Логические элементы
- Аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи
- Задающие устройства
- Исполнительные устройства
- Управляемые исполнительные электродвигатели постоянного тока
- Двигатели переменного тока
- Электромагниты
- Синхронные шаговые двигатели
- Гидравлические серводвигатели
- Пневматические серводвигатели
- Исполнительные механизмы
- Электропривод
- Гидропривод
- Пиевмопривод
- Системы автоматического регулироваиия
- Регуляторы
- Средства управления
- Микропроцессоры и эвм в системах управления
- Устройства сопряжения эвм с объектом управления
- Программное обеспечение систем управления
- Математическое обеспечение эвм
- Алгоритмы
- Операционная система.
- Программы.
- Программируемые логические контроллеры
- Системы числового программного управления
- Автоматизация производства на базе гибких производственных систем и робототехники
- Технологические предпосылки автоматизации на базе гибких производственных систем и робототехники
- Современные гибкие производственные системы
- Автоматизироваиные рабочие места
- Системы управления промышлениыми роботами