12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала
Мотивация людей на деятельность по энергосбережению является важной задачей энергоменеджмента. Обеспечить выполнение данной задачи позволяет финансовое поощрение, персональная ответственность работника, признание результатов его труда.
Мотивация разных категорий персонала предприятия должна осуществляться разными способами.
Основой мотивации руководства предприятия является улучшение производительности предприятия путем снижения затрат и увеличения прибыльности.
Эффективным средством мотивации менеджеров подразделений является возврат сэкономленных средств в бюджеты подразделений.
Мотивация работников, эксплуатирующих энергетические объекты, заключается в признании их роли в энергосбережении, финансировании и поддержке.
Мотивация менеджеров осуществляется тремя основными движущими факторами: достижением, сопричастностью и властью.
Представители энергетических служб нуждаются в обучении и поддержке для выполнения своей роли. Они должны быть в состоянии увидеть, как то, что они делают, воздействует на энергоэффективность.
Пропаганда энергосберегающего образа поведения общего персонала может осуществляться через информационные бюллетени предприятия, где должны публиковаться достижения в области энергосбережения каждого подразделения.
Хорошая информационная система является условием эффективного энергетического менеджмента. Обычно информация нужна для принятия решений на трех уровнях: оперативного контроля, управленческого контроля, стратегического планирования.
Руководству предприятия нужна информация, отражающая экономию денег за счет эффективного энергоменеджмента, и об энергосберегающих проектах с коротким и длительным сроком окупаемости. Менеджерам подразделений нужно знать, достигает ли подразделение своих целевых показателей энергопотребления.
Ключевой персонал энергоемких установок нуждается в информации, отражающей результаты его деятельности. Данные работники должны понимать, как работает информационная система, и уметь интерпретировать информацию, которую она дает. Для энергетического персонала, кроме вышеуказанной информации, необходимы сведения, позволяющие решить вопросы о повышении энергоэффективности, о сроках окупаемости энергосберегающих проектов и о перспективных технических усовершенствованиях в энергоменеджменте. Обычные сотрудники должны знать, хорошо ли их подразделение работает с точки зрения потребления энергии.
Маркетинг энергетического менеджмента означает общение с людьми, которые используют ваши услуги как «покупатели». Основными целями маркетинга являются:
повышение осведомленности о важности энергосбережения;
маркетинг услуг внутри предприятия;
обоснование эффективности вложений для руководства;
реклама достижений энергоменеджмента за пределами предприятия.
Общение с различными группами людей требует дифференцированного подхода к маркетинговой деятельности. С этой целью необходимы разработки целого спектра рекламных материалов, предназначенных для различных аудиторий.
Инвестирование средств в энергосберегающие проекты должно рассматриваться как дополнение, а не как подмена эффективной практики энергоменеджмента на предприятии. Вложение денег в технические усовершенствования на стадии 2 программы энергоменеджмента не может компенсировать недостаточное внимание к контролю над энергопотреблением на стадии 1. Поэтому, перед любым инвестированием важно обеспечить:
наилучшее функционирование существующего оборудования, установок, помещений;
максимально низкие тарифы на энергоресурсы;
эффективное использование целесообразных видов энергии;
поддержание эффективной административно-хозяйственной деятельности персонала, ответственного за энергопотребление.
При изучении приоритетов инвестиционных возможностей необходимо учитывать удельное энергопотребление производство, текущее состояние оборудования и помещений, условия работы персонала, экологические аспекты инвестиционных проектов.
Инвестиции в энергоэффективность должны рассматриваться таким же образом, как и все прочие направления инвестирования. Обычно на первых стадиях внедрения энергоменеджмента легко определить малозатратные мероприятия, дающие быстрый эффект. Однако с течением времени и развитием энергетического менеджмента на предприятии будут требоваться большие вложения средств, которые будут окупаться значительно медленнее.
Система энергоменеджмента очень редко может функционировать как самообеспечиваемая. Финансирование внутренней системы энергоменеджмента может осуществляться по следующим вариантам:
из центрального бюджета предприятия;
из бюджета специального подразделения или отдела, например, инженерно-технического;
путем оплаты за услуги индивидуальным держателям бюджета;
путем использования части полученной прибыли.
Все эти методы финансирования энергоменеджмента работоспособны. Часто может иметь место комбинация вариантов финансирования, например, частичное финансирование из центрального бюджета и частичное - как оплата за услуги.
Инвестиции в энергосбережении целесообразно осуществлять в определенной последовательности. На 1-й стадии и в начале 2-ой предприятие может добиться значительной экономии средств за энергоресурсы при малых затратах. Для финансового обеспечения последующих стадий энергоменеджмента важно из части легко полученной экономии создать инвестиционный фонд для поддержки будущей деятельности.
Считается, что уровень инвестиций в энергосбережении не должен быть ниже 10 % от затрат на энергию. Тщательное планирование может минимизировать начальные затраты на инвестирование и помочь получить видимую экономию.
- Энергосбережение на промышленных предприятиях
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения 9
- Глава 1 – профессором м.И.Яворским и к.Т.Н., доцентами Томского политехнического университета а.И.Гаврилиным и в.В.Литваком;
- Глава 1. Формирование нормативно-правовой базы энергосбережения
- 1.1. Энергетическая политика России
- 1.2. Нормативно-правовая база энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Основы договорных отношений потребителей и энергоснабжающих организаций
- 2.1. Договор на пользование электрической энергией
- 2.2. Взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций по обеспечению качества электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Теоретические основы энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Стандартизация, сертификация и измерение электрической энергии
- 4.1. Стандарты на электрическую энергию
- 4.2. Измерение электрической энергии
- 4.3. Сертификация электрической энергии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Энергетические обследования предприятий и организаций
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований
- 5.3. Требования к проведению энергетических обследований
- 5.4. Задачи обследований, схема их организации
- 5.5. Показатели энергоэффективности
- 5.6. Проведение энергетических обследований
- 5.7. Паспорт энергетического хозяйства предприятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Приборное и методическое обеспечение энергетических обследований
- 6.1. Определение показателей энергоэффективности
- 6.2. Приборы для проведения энергетических обследований
- 6.3. Применение портативных ультразвуковых расходомеров
- 6.4. Стандартные процедуры применения узпр
- Глава 7. Учет и контроль потребляемых энергоресурсов
- 7.1. Порядок введения учета потребляемой теплоэнергии
- 7.2. Уравнения для измерения тепловой энергии
- 7.3. Типы современных теплосчетчиков
- 7.4. Опыт разработки теплосчетчика в Томске на базе шарикового расходомера
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 8. Формирование рынков энергии
- 8.1. Особенности этапа возникновения рынков
- 8.2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Энергосбережение в системах освещения
- 9.1. Нормирование
- 9.2. Краткий обзор нормативной базы стран Европы и сша
- 9.3. Нормирование внутреннего освещения
- 9.4. Источники света
- 9.5. Пускорегулирующие аппараты
- 9.6. Осветительные приборы
- 9.7. Наружное освещение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Энергосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 10.1. Объемы потребления тепловой энергии в зданиях
- 10.2. Тепловой баланс здания и его составляющие
- 10.3. Пути снижения потребления энергии зданиями
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
- 11.1. Энергетическая составляющая себестоимости продукции
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Ценовое регулирование программ энергосбережения
- 11.3. Стимулирование потребителей и производителей энергетических ресурсов
- 11.4. Финансирование программ в области энергосбережения
- 11.5. Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Основы энергетического менеджмента
- 12.1. Необходимость управления потреблением энергии
- 12.2. Матрица энергетического менеджмента
- 12.3. Энергетическая политика предприятия
- 12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента
- 12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Экологические аспекты энергосбережения
- Глава 14. О формировании энергосберегающего поведения
- Литература
- Энергосбережение на промышленных предприятиях