logo search
Книги / Энергосбережение на промышленных предприятиях

12.5. Маркетинг, инвестиции и мотивация персонала

Мотивация людей на деятельность по энергосбережению является важной задачей энергоменеджмента. Обеспечить выполнение данной задачи позволяет финансовое поощрение, персональная ответственность работника, признание результатов его труда.

Мотивация разных категорий персонала предприятия должна осуществляться разными способами.

Основой мотивации руководства предприятия является улучшение производительности предприятия путем снижения затрат и увеличения прибыльности.

Эффективным средством мотивации менеджеров подразделений является возврат сэкономленных средств в бюджеты подразделений.

Мотивация работников, эксплуатирующих энергетические объекты, заключается в признании их роли в энергосбережении, финансировании и поддержке.

Мотивация менеджеров осуществляется тремя основными движущими факторами: достижением, сопричастностью и властью.

Представители энергетических служб нуждаются в обучении и поддержке для выполнения своей роли. Они должны быть в состоянии увидеть, как то, что они делают, воздействует на энергоэффективность.

Пропаганда энергосберегающего образа поведения общего персонала может осуществляться через информационные бюллетени предприятия, где должны публиковаться достижения в области энергосбережения каждого подразделения.

Хорошая информационная система является условием эффективного энергетического менеджмента. Обычно информация нужна для принятия решений на трех уровнях: оперативного контроля, управленческого контроля, стратегического планирования.

Руководству предприятия нужна информация, отражающая экономию денег за счет эффективного энергоменеджмента, и об энергосберегающих проектах с коротким и длительным сроком окупаемости. Менеджерам подразделений нужно знать, достигает ли подразделение своих целевых показателей энергопотребления.

Ключевой персонал энергоемких установок нуждается в информации, отражающей результаты его деятельности. Данные работники должны понимать, как работает информационная система, и уметь интерпретировать информацию, которую она дает. Для энергетического персонала, кроме вышеуказанной информации, необходимы сведения, позволяющие решить вопросы о повышении энергоэффективности, о сроках окупаемости энергосберегающих проектов и о перспективных технических усовершенствованиях в энергоменеджменте. Обычные сотрудники должны знать, хорошо ли их подразделение работает с точки зрения потребления энергии.

Маркетинг энергетического менеджмента означает общение с людьми, которые используют ваши услуги как «покупатели». Основными целями маркетинга являются:

повышение осведомленности о важности энергосбережения;

маркетинг услуг внутри предприятия;

обоснование эффективности вложений для руководства;

реклама достижений энергоменеджмента за пределами предприятия.

Общение с различными группами людей требует дифференцированного подхода к маркетинговой деятельности. С этой целью необходимы разработки целого спектра рекламных материалов, предназначенных для различных аудиторий.

Инвестирование средств в энергосберегающие проекты должно рассматриваться как дополнение, а не как подмена эффективной практики энергоменеджмента на предприятии. Вложение денег в технические усовершенствования на стадии 2 программы энергоменеджмента не может компенсировать недостаточное внимание к контролю над энергопотреблением на стадии 1. Поэтому, перед любым инвестированием важно обеспечить:

наилучшее функционирование существующего оборудования, установок, помещений;

максимально низкие тарифы на энергоресурсы;

эффективное использование целесообразных видов энергии;

поддержание эффективной административно-хозяйственной деятельности персонала, ответственного за энергопотребление.

При изучении приоритетов инвестиционных возможностей необходимо учитывать удельное энергопотребление производство, текущее состояние оборудования и помещений, условия работы персонала, экологические аспекты инвестиционных проектов.

Инвестиции в энергоэффективность должны рассматриваться таким же образом, как и все прочие направления инвестирования. Обычно на первых стадиях внедрения энергоменеджмента легко определить малозатратные мероприятия, дающие быстрый эффект. Однако с течением времени и развитием энергетического менеджмента на предприятии будут требоваться большие вложения средств, которые будут окупаться значительно медленнее.

Система энергоменеджмента очень редко может функционировать как самообеспечиваемая. Финансирование внутренней системы энергоменеджмента может осуществляться по следующим вариантам:

из центрального бюджета предприятия;

из бюджета специального подразделения или отдела, например, инженерно-технического;

путем оплаты за услуги индивидуальным держателям бюджета;

путем использования части полученной прибыли.

Все эти методы финансирования энергоменеджмента работоспособны. Часто может иметь место комбинация вариантов финансирования, например, частичное финансирование из центрального бюджета и частичное - как оплата за услуги.

Инвестиции в энергосбережении целесообразно осуществлять в определенной последовательности. На 1-й стадии и в начале 2-ой предприятие может добиться значительной экономии средств за энергоресурсы при малых затратах. Для финансового обеспечения последующих стадий энергоменеджмента важно из части легко полученной экономии создать инвестиционный фонд для поддержки будущей деятельности.

Считается, что уровень инвестиций в энергосбережении не должен быть ниже 10 % от затрат на энергию. Тщательное планирование может минимизировать начальные затраты на инвестирование и помочь получить видимую экономию.