logo search
Туаршева - Операционный менеджмент - уч пос

Функции организаций

Под организацией понимается структура, оформленная в установленном законом порядке, созданная для достижения поставленных экономических и социальных целей эффективным образом.

Целей деятельности организации может быть великое множество, но при этом они должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы и не противоречить друг другу, а главное – соответствовать миссии организации (ее главной социально-значимой цели).

Основу любой организации, обеспечивающей достижение поставленных перед ней целей, составляет операционная система. В организации одновременно могут функционировать несколько операционных систем, основным признаком их классификации являются различия результатов функционирования.

Успех деятельности организаций напрямую зависит от эффективности выполнения определенных действий по ряду направлений, называемых функциями организации.

В зависимости от выделяемых задач функции операционного менеджмента разбиваются на группы.

Финансовая функция, задача которой состоит в формировании основного капитала организации и его рациональном использовании. Достаточное количество ресурсов, находящихся в распоряжении организации, позволяет сформировать ее производственные фонды, осуществлять своевременную оплату труда работникам, а также текущее финансирование деятельности. Вся деятельность организации при этом подчинена принципу – доходы от продажи товаров и услуг должны превышать затраты и обеспечивать прибыль. Исключением могут являться случаи расширения производства, когда значительная доля затрат покрывается доходами в долгосрочной перспективе. К категории долгосрочных проектов относится, например, строительство атомного ледокола, при котором кредитное финансирование продолжается несколько лет, а все расчеты производятся после окончания проекта. Таким образом, рентабельность деятельности является основным признаком конкурентоспособности организации и определяет длительность ее существования на рынке.

Маркетинговая функция состоит в формировании и поддержании спроса на товары и услуги компании. Осуществление мероприятий по сбыту товаров и услуг предполагает выполнение ряда действий, в число которых входят: идентификация потенциальных потребителей, изучение их потребностей, информирование о компании и предлагаемых ею товарах и услугах, привлечение потребителей в качестве долгосрочных клиентов. При этом через оговоренный срок коммерческая организация должна иметь от работы с клиентами уровень доходов, покрывающий ее затраты, в том числе по оплате труда работников, закупке сырья и материалов, выплатам по кредитам и т.п. Для достижения указанных результатов организация должна поставлять клиентам такие ценности, которые бы обеспечивали им большую ценность, чем собственные сбережения. Такой подход непосредственно связан с реализацией еще одной функции организации – операционной.

Реализация операционной функции предполагает производство необходимой потребителям продукции и предоставление услуг. Именно она позволяет интегрировать интересы потребителей, выявленные в ходе проведения маркетинговых исследований, с возможностями производства. Функция реализуется через определение требований к производственным мощностям, разработку планов и графиков, на основании которых выполняются требования достаточности и своевременности производства востребованной на рынке продукции.

Все рассмотренные функции организации взаимозависимы и требуют оптимальной координации. При оценке влияния операционной функции на описание конкурентных приоритетов, ориентированных на выполнение маркетинговой функции, профессор Терри Хилл (Terry Hill) из Лондонской школы бизнеса предложил два новых термина:

организации среди других компаний; в зависимости от ситуации ими могут быть стоимость, цена, качество, надежность продукции и иные;

Клиенты организаций постоянно соприкасаются с действиями, предпринимаемыми в рамках операционной функции. В большинстве компаний в реализации определенной операционной функции занято наибольшее число служащих и вовлечена большая часть капитала. Успешная деятельность организаций зависит от согласованного взаимодействия многих других функций компаний. При этом функции организации подразделяются на стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические функции операционного менеджмента включают:

Тактические функции включают:

Деятельность, направленная на создание ценности для потребителей, в зависимости от типа предприятия характеризуется особой моделью реализации операционной функции.