Функции организаций
Под организацией понимается структура, оформленная в установленном законом порядке, созданная для достижения поставленных экономических и социальных целей эффективным образом.
Целей деятельности организации может быть великое множество, но при этом они должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы и не противоречить друг другу, а главное – соответствовать миссии организации (ее главной социально-значимой цели).
Основу любой организации, обеспечивающей достижение поставленных перед ней целей, составляет операционная система. В организации одновременно могут функционировать несколько операционных систем, основным признаком их классификации являются различия результатов функционирования.
Успех деятельности организаций напрямую зависит от эффективности выполнения определенных действий по ряду направлений, называемых функциями организации.
В зависимости от выделяемых задач функции операционного менеджмента разбиваются на группы.
Финансовая функция, задача которой состоит в формировании основного капитала организации и его рациональном использовании. Достаточное количество ресурсов, находящихся в распоряжении организации, позволяет сформировать ее производственные фонды, осуществлять своевременную оплату труда работникам, а также текущее финансирование деятельности. Вся деятельность организации при этом подчинена принципу – доходы от продажи товаров и услуг должны превышать затраты и обеспечивать прибыль. Исключением могут являться случаи расширения производства, когда значительная доля затрат покрывается доходами в долгосрочной перспективе. К категории долгосрочных проектов относится, например, строительство атомного ледокола, при котором кредитное финансирование продолжается несколько лет, а все расчеты производятся после окончания проекта. Таким образом, рентабельность деятельности является основным признаком конкурентоспособности организации и определяет длительность ее существования на рынке.
Маркетинговая функция состоит в формировании и поддержании спроса на товары и услуги компании. Осуществление мероприятий по сбыту товаров и услуг предполагает выполнение ряда действий, в число которых входят: идентификация потенциальных потребителей, изучение их потребностей, информирование о компании и предлагаемых ею товарах и услугах, привлечение потребителей в качестве долгосрочных клиентов. При этом через оговоренный срок коммерческая организация должна иметь от работы с клиентами уровень доходов, покрывающий ее затраты, в том числе по оплате труда работников, закупке сырья и материалов, выплатам по кредитам и т.п. Для достижения указанных результатов организация должна поставлять клиентам такие ценности, которые бы обеспечивали им большую ценность, чем собственные сбережения. Такой подход непосредственно связан с реализацией еще одной функции организации – операционной.
Реализация операционной функции предполагает производство необходимой потребителям продукции и предоставление услуг. Именно она позволяет интегрировать интересы потребителей, выявленные в ходе проведения маркетинговых исследований, с возможностями производства. Функция реализуется через определение требований к производственным мощностям, разработку планов и графиков, на основании которых выполняются требования достаточности и своевременности производства востребованной на рынке продукции.
Все рассмотренные функции организации взаимозависимы и требуют оптимальной координации. При оценке влияния операционной функции на описание конкурентных приоритетов, ориентированных на выполнение маркетинговой функции, профессор Терри Хилл (Terry Hill) из Лондонской школы бизнеса предложил два новых термина:
победители заказа – критерии, выделяющие продукцию и услуги
организации среди других компаний; в зависимости от ситуации ими могут быть стоимость, цена, качество, надежность продукции и иные;
квалификаторы заказа – ежегодно корректируемые критерии, определяющие значимость каждого вида продукции фирмы для увеличения продаж; ими могут быть: своевременное выполнение заказа, соответствие качества техническим характеристикам и т.п.
Клиенты организаций постоянно соприкасаются с действиями, предпринимаемыми в рамках операционной функции. В большинстве компаний в реализации определенной операционной функции занято наибольшее число служащих и вовлечена большая часть капитала. Успешная деятельность организаций зависит от согласованного взаимодействия многих других функций компаний. При этом функции организации подразделяются на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические функции операционного менеджмента включают:
cтратегию товара, определяющую выбор товаров и их модернизацию; она непосредственно связана с анализом жизненного цикла товаров и проведением маркетинговых исследований;
стратегию процесса, которая определяет выбор способов производства отобранных товаров, обоснование и резервирование производственных мощностей. Способы производства включают совокупность средств, технологий изготовления и методов управления производством, на которые, в свою очередь, влияют масштабы производства товаров и услуг, повторяемости и устойчивости выпуска, определяемые маркетинговыми стратегиями;
стратегию размещения производства, осуществляемую с учетом требований гибкости снабженческой сети, надежности распределительной сети;
стратегию организации производства, формирующую структуру управления компании, выбор организационно-правовых форм и методов выполнения работ, обеспечение фирм ресурсами;
стратегию обслуживания производства, определяющую формы и методы выполнения работ (например, технических, транспортных, складских и иных), необходимых для нормального функционирования организации;
стратегию качества, имеющую большое значение в связи с глобальными изменениями в информационных составляющих бизнеса.
Тактические функции включают:
тактику управления запасами как часть управления материальными потоками фирмы;
тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации складских запасов или даже сведение из к нулю; она коренным образом изменяет традиционные методы управления операциями;
тактику агрегированного планирования, способствующая планированию темпов производства в зависимости от рыночного спроса;
тактику составления производственных расписаний с учетом загруженности исполнителей и степени важности выполнения проектов.
Деятельность, направленная на создание ценности для потребителей, в зависимости от типа предприятия характеризуется особой моделью реализации операционной функции.
- Введение
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Исторические аспекты и перспективы развития операционного менеджмента
- Поставщики
- Рынок труда
- Функции организаций
- Различия между промышленными предприятиями и организациями сферы обслуживания
- 4.Классификация организаций сферы обслуживания
- 5. Классификация промышленных предприятий
- 6.Классификация операций
- 7.Квалификация и обязанности менеджеров по организации производственных операций
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Производственный план
- Агрегированное планирование: обеспечение мощностей для выполнения производственного плана
- Главный календарный план
- Черновое планирование загрузки производственных мощностей
- Часть II. Планирование и управление процессом производства товаров и предоставления услуг
- Глава 3. Календарное планирование в управлении производством
- 1.Использование информационных систем в планировании и управлении производством
- Прямое и обратное календарное планирование
- Управление производственной деятельностью
- Часть III. Формирование операционной системы предприятия
- Глава 4. Расположение промышленных и сервисных организаций
- 1.Определение размера и мощности организации
- 2.Требования к расположению организаций
- 3.Методы оценки местоположения предприятий
- Глава 5. Выбор технологий как основа конкурентного преимущества компании
- 1.Три сферы, в которых внедрение новых технологий приносит максимальную выгоду
- 2.Совершенствование организационной структуры предприятия
- 3.Влияние информационных технологий на деятельность компаний и на жизнь людей
- 4.Практическое применение новых технологий в некоторых компаниях
- 5.Искусственный интеллект
- 6.Автоматизированные средства проектирования Автоматизированное проектирование
- Автоматизированная подготовка рабочих чертежей (и сокращение необходимости в них)
- 7.Автоматизированное производство процессов
- Автоматизированное производство с прямым применением средств вычислительной техники
- 8.Гибкие производственные системы
- 9.Комплексное автоматизированное производство
- 10.Тенденции технического прогресса
- О г л а в л е н и е
- Часть I. Введение в операционный менеджмент
- Глава 1. Основы операционного менеджмента
- Глава 2. Планирование операционной системы
- Туаршева Ольга Александровна операционный менеджмент учебное пособие
- 198035, Санкт - Петербург, Межевой канал, д. 2