logo search
подъём 2011

4.9 Расположение шахтных подъемных установок относительно ствола шахты

Одноканатные и барабанные двухканатные подъемные машины располагаются в здании на уровне земли, а многоканатные — в машинном зале на копре. Чтобы здание машины не мешало разгрузочным операциям на поверхности, оно должно находиться в стороне, противоположной направлению движения нагруженных вагонеток в случае применения клетей, а при скипах и опрокидных клетях - направлению их разгрузки.

В одноканатных установках направляющие шкивы на копре в зависимости от способа размещения подъемных сосудов в стволе, места расположения здания машины и типа органа навивки канатов могут быть установлены или на одной геометрической горизонтальной оси, или в одной вертикальной плоскости (рис. 39).

Становимся на элементах схемы расположения одноканатных установок относительно ствола шахты.

Рис.39 - Схема расположения одноканатных подъемных установок относительно ствола шахты

1 Высота копра hк, под которой понимается расстояние по вертикали от отметки устья ствола шахты до оси верхнего направляющего шкива, складывается из:

высоты hв от устья шахты до верхней приемной площадки; для клетевого подъем hв = 6 ... 12 м, для скипового hв = 11 … 25 м и более;

высоты hс от уровня верхней приемной площадки до верхнего зажима каната или верхнего элемента подвесного устройства, когда подъемный сосуд находится в положении разгрузки; для неопрокидных клетей указанное расстояние принимается от основания клети; для скипов и опрокидных клетей — от верхней кромки бункера;

высоты переподъема hп, на которую может свободно подняться подъемный сосуд от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего зажима каната или верхнего элемента подвесного устройства с ободом направляющего шкива или отдельных частей сосуда с элементом копра, при опрокидных клетях, кроме указанного, должна быть учтена высота переподъёма при спуске и подъеме людей — расстояние, на которое может подниматься клеть от положения при посадке людей на уровне земли до начала поворота платформы клети. По ПТЭ значение hп для вновь проектируемых установок должно быть: при клетевых — не менее 6 м, для грузовых установок со скипами и опрокидными клетями — не менее 3 м;

добавочного расстояния, равного 0,75 радиуса Rн.ш направляющего шкива, которое принимается в предположении, что соприкосновение верхнего зажима каната или верхнего элемента подвесного устройства со шкивом произойдет на расстоянии 0,75 Rн.ш от центра последнего.

Высота копра (м) при расположении направляющих шкивов на одной геометрической горизонтальной оси (рис. 39, а)

(31)

При расположении направляющих шкивов в одной вертикальной плоскости (рис. 39, б) для определения hk в правую часть выражения (31) прибавляется Dн.ш. и расстояние по вертикали между ободами направляющих шкивов (ориентировочно 1 м).

2 Расстояние между осью ствола и осью вала барабана

(32)

где с = 1 ... 2 — расстояние от уровня земли до оси вала барабана, м; β — угол между струной каната и ее проекцией на горизонтальную плоскость (см. ниже).

3 Максимальная длина Lc струны, т.е. отрезка каната от направляющего шкива до барабана согласно ПТЭ не должна превышать 65 м во избежание вибрации каната, которая может повлечь за собой выскакивание каната из реборд направляющих шкивов; допускается увеличение Lc до 75 м, если β > 45°.

При расположении направляющих шкивов на одной геометрической горизонтальной оси (см. рис. 165,а)

(33)

Аналогично определяется Lc при расположении направляющих шкивов в одной вертикальной плоскости.

4 Угол β между струной каната и ее проекцией на горизонтальную плоскость, согласно ПТЭ должен быть не менее 30 (из соображений, указанных в п.3). Наименьшее значение угла β лимитируется и размерами фундаментной рамы машины: уменьшение этого угла может вызвать удлинение рамы, так как иначе за нее будет задевать канат. Исходя из этого β ≥ 30 . Высший предел угла β связан с копром: при чрезмерном увеличении β увеличивается равнодействующая натяжения канатов и возникает затруднение в устройстве фундамента укосины копра, которая может вклиниться в фундамент машины, что недопустимо.

Учитывая это, β ≤ 50.

5 Углы отклонения (девиации) струны каната. Следует различать углы отклонения струны каната на направляющем шкиве и на барабане.

Углом отклонения на направляющем шкиве называется угол, образованный струной и ее проекцией на плоскость вращения шкива. Угол отклонения на барабане образуется струной и ее проекцией на вертикальную плоскость, проходящую перпендикулярно к оси барабана через точку соприкосновения с ним струны. Эти углы будут максимальными при крайних положениях струн. Если плоскость вращения шкива перпендикулярная к оси барабана, углы отклонения на направляющем шкиве и на барабане имеют одинаковые значения.

Во избежание выскакивания каната из реборд направляющего шкива, чрезмерного его износа, а также набегания витков каната друг на друга, углы отклонения на направляющих шкивах и на барабанах согласно ПТЭ не должны превышать 1°30'. На бицилиндроконических барабанах допускается увеличение этого угла до 2 со стороны малого цилиндра барабана при выполнении его с желобчатой поверхностью.

Углы отклонения α на направляющем шкиве определяются по их тангенсам, представляющим собой отношения расстояний по оси барабана от крайних положений струны до плоскости вращения шкива, к проекциям струны на указанную плоскость. Из-за незначительной величины угла эту проекцию принимают равной длине струны.

Угол отклонения струны на направляющем шкиве при закреплении каната у реборды одинарного неразрезного барабана (рис. 40, а) равняется

(34)

Угол отклонения этого каната при переходе струны в крайнее положение в противоположную сторону будет меньшее и потому не проверяется.

При двухбарабанных машинах различают внешний и внутренний углы отклонения канатов на направляющем шкиве (рис. 40, б).

При закреплении канатов у внешних реборд барабанов эти углы в зависимости от строительной ширины В барабана и ширины Вк, занятой канатом, составляют:

Рис. 40 - Углы отклонения каната на барабанах подъемных машин

, (35)

, (36)

где Вр — расстояние между внутренними ребордами барабанов, которое для машин с диаметром барабана 3,5 м составляет 220 мм; для машин с диаметрами барабанов 4; 5; 6 м — 60 мм; - расстояние между направляющими шкивами; nв.т.(dk+bз) - ширина барабана, занятая витками трения.

При одинарном разрезном барабане и расположении направляющих шкивов на одной геометрической горизонтальной оси (рис. 40,в)

(37)

(38)

В установках с одноканатным ведущим шкивом трения для устранения углов отклонения каната шкив трения и направляющие шкивы располагают в одной вертикальной плоскости.

При размещении в одном стволе подъемных сосудов двух подъемных установок последние относительно ствола могут располагаться одна за другой (рис. 41, а), против друг друга (рис. 41, б), под углом 90° (рис. 41, в) и веерообразно (рис. 41, г).

В многоканатных подъемных установках высота копра hk складывается из следующих элементов (рис. 42); hв = 25 ... 30 м — высоты от уровня земли до кромки бункера при

Рис. 41 - Схемы расположения двух одноканатных подъемных установок, обслуживающих один ствол

Рис. 42 - Схема к определению

копра многоканатной подъемной установки

скипах и до уровня верхней приемной площадки при клетях; hс — высоты сосуда в положении разгрузки: для скипов — от кромки бункера до осмотровой площадки на скипе; для клетей - от верхней приемной площадки до крыши клети; - высоты свободного переподъема согласно ПТЭ - не менее 3 м; = 6 ... 10 м — длины рабочего и резервный хода амортизаторов — устройств для остановки сосудов после отключения подъемной машины при переподъеме, величина рабочего хода амортизаторов зависит от типа и грузоподъемности сосуда; hр — высоты, необходимой для размещения креплений амортизационных канатов и амортизационных устройств после их остановки при переподъеме, принимаемой равной до 10м; hп.к. = 1 ... 2 м — высоты противометанного канала; hм = 5 ... 10 м — высоты машинного зала для размещения электрооборудования, элементов тормозной системы и системы смазки; 0,75Rм.т. — расстояния от пола машинного зала до оси шкива трения машины.