logo search
Туаршева - Операционный менеджмент - уч пос

Производственный план

Процесс бизнес-планирования позволяет координировать действия всех функциональных подразделений компании.

Производственный план разрабатывается как часть среднесрочного бизнес-плана, за реализацию которого отвечают операционные функциональные отделения. Применительно к сервисным организациям он называется операционным планом. Именно в производственном плане устанавливаются объемы выпускаемой организацией продукции в определенном периоде, т. е. именно в производственном плане определяются производственные мощности организации. Производственная мощность может быть обозначена в абсолютных величинах (в денежном выражении, в тоннах, галлонах, количестве обслуживаемых клиентов и т. п.) или относительных (единицах условного продукта, отражающих взвешенное среднее определенного вида продукта или группы продуктов). Принято выделять несколько видов производственных мощностей.

На основе производственного плана составляются среднесрочные и краткосрочные планы организации по выпуску конкретной продукции, определяются сроки производства в согласовании с другими функциями организации. Среднесрочное планирование производственных мощностей, которое может называться тактическим, заключается в составлении месячных и квартальных планов на период до одного года. Для измерения мощности в данном случае используются такие ресурсы, как рабочая сила, оборудование, материалы, оснастка, возможности субподрядов и др. При оперативном планировании производственных мощностей составляются планы на смену, неделю или декаду. Для определения производственных мощностей учитываются изменения технологических маршрутов, перераспределение персонала, необходимость сверхурочной работы и т. п.

Для осуществления закупок конкретных материалов, а также для составления графиков производства отдельных видов продукции с точными условиями выпуска продукции на основе производственного плана разрабатывается главный календарный план производства (master production scheduleMPS).

В качестве примера рассмотрим организацию, занимающуюся производством микроволновых печей. Задания производственного плана можно выразить в «условных единицах» продукции или в количестве микроволновых печей, которые компания планирует выпускать ежемесячно на протяжении года. Семейство товаров, выпускаемых организацией, можно описать с различным уровнем детализации (по цветовому признаку, по наличию дополнительных функций и т. п.). Для примера обратимся к рис. 5.

Стандартная микроволновая печь

С дополнительными Без дополнительных

функциями и грилем функций и гриля

Белого цвета

Конкретная модель

Цветная

Конкретная модель

Белого цвета

Конкретная модель

Цветная

Конкретная модель

Рис. 5. Агрегирование продуктов для составления производственного

плана организации по выпуску микроволновых печей

На самом верхнем уровне – вся номенклатура изделий, представленная в форме агрегированной микроволновой условной печи. Следующие уровни детализации представляют дальнейшее разбиение семейства микроволновых печей на группы, а именно – с грилем и без. Более низкий уровень планирования подразумевает идентификацию конкретных моделей и их характеристик, что позволит отделу снабжения закупать необходимые сырье и материалы для производства. По существу, производственный план подразумевает такую глубину уточнения, которая опишет каждую конкретную модель микроволновой печи, планируемой к выпуску в организации.

Самым главным ограничением при составлении производственных планов является широта временных рамок планирования – чем они уже, тем точнее прогнозы. Главный календарный план производства не должен включать точных прогнозов, поскольку он может подвергаться значительным изменениям еще до начала производства. В то же время, приближаясь к периоду производства, количественное выражение заданий производственного плана необходимо распределить по конкретным изделиям. В результате непосредственно для периода производства разрабатывается детальный MPS.