logo search
Туаршева - Операционный менеджмент - уч пос

7.Квалификация и обязанности менеджеров по организации производственных операций

Управление операциями – это управление разработанным процессом на основе имеющихся знаний о нем. Операции создают сегодняшнюю ценность для осуществления будущих возможностей. Неопределенность в процессах управления операциями сводится к минимуму за счет осуществления планирования, прогнозирования и определения четких рамок видов работ.

Творчество и рутинность работ взаимосвязаны на протяжении всего цикла производства, что формирует уникальные свойства современных бизнес-процессов. Однако сами по себе рутинные задачи, выполняемые менеджером, не имеют ценности, а являются обслуживающими. Менеджер, управляя рутинными задачами, должен обладать четким представлением о результатах выполняемых работ, процессах их достижения, представлениями о возможностях подчиненных по выполнению задач.

В современном, быстро меняющемся мире к менеджеру предъявляются дополнительные требования по умению быстро анализировать получаемую информацию, видеть цель, даже если она не является в настоящий момент четко обозначенной, определить несколько возможных путей ее достижения.

Управляя организацией, менеджер должен владеть различными методами управления. В неопределенных условиях эффективность применения некоторых методов управления значительно снижается, а использование прогнозов приводит к постоянной их корректировке и увеличивает стоимость их составления. Напротив, постоянный процесс обучения, построения новых гипотез, ответ на новые неопределенности, их тестирование и создание новых знаний в условиях относительно стабильной внешней среды является слишком затратным методом управления.

Успешные операционные менеджеры выбирают следующую стратегию: приступают к работе, учатся и адаптируются по мере продвижения к производственным целям, возвращаются на пройденные этапы, исследуют дополнительные и альтернативные возможности и снова идут вперед.

На выбор методов управления непосредственное влияние оказывает уровень профессионализма управленцев, под которым часто понимается качество менеджера, участвующего в профессиональной деятельности.

Профессионализм управленческой деятельности состоит в ее способности гарантировать получение требуемого продукта в определенных условиях. Чем шире спектр таких условий, тем выше профессиональность. Вершина профессионализма состоит в ее способности обеспечить получение данного продукта в любых условиях.

Качественно определенные степени соответствия требованиям профессиональной деятельности называются уровнями профессионализма деятеля. Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая позволяла бы легко отличать один уровень от другого. В качестве основных уровней профессионализма выделяются два: уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем, которые разбиваются на несколько подуровней. Переход с одного уровня на другой определяется степенью владения системой норм, созданных на основе интеллектуальных ценностных критериев.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т. е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы выйти из затруднения. Если же готового решения нет, то менеджер знает, что нужно сделать, чтобы найти его, и может это сделать.

Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения и в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности может быть охарактеризован как требованиями, предъявляемыми к самой управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне и т. п.), так и требованиями, которые предъявляются к профессионалу – управленцу этого уровня.