logo
Харден Дональд Финикийцы

Художественная работа по металлу

Большинство бронзовых предметов искусства, найденных в Карфагене и его окрестностях, иностранного происхождения, как, например, коринфский бронзовый позолоченный кувшин из могилы на холме Сен-Луи, египетская статуэтка бородатого мужчины из Дуимеса (рис. 69), латы III века южно-итальянского производства из могилы в Ксур-эс-Саф и зеркало эллинистического типа из Сте-Моник. Особенно странно то, что в Карфагене, как и в других западных городах, вроде бы не производились бронзовые фигурки в восточнофиникийском стиле. Статуэтку бородатого мужчины в высоком головном уборе из Гестури (или Генони) на Сардинии часто называют «Сардус Патер». Она относится к более позднему времени и несет на себе следы сильного греческого влияния, а также очень похожа на еще более позднюю неопуническую терракотовую фигурку Баал-Хаммона из святилища близ Сьягу (Тунис). Эта сардинская фигурка – вероятно, пунической работы III или II века до н. э.

Рис. 69. Маленькая бронзовая статуэтка, египетский стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,05 м. VI век до н. э.

Очень важна бронзовая фигурка из испанского Гадеса, изображающая жреца в золотой маске. В ней нет ничего греческого или иберийского. Поза и весь облик фигурки напоминают одну из египетских статуэток, а золотая маска часто встречается в египетском искусстве. Однако одежда – финикийская, а черты лица – семитские, и статуэтка, должно быть, финикийской работы, самое позднее, V века до н. э.

Медные лезвия, часто попадающиеся в Карфагене, на Сардинии и Ибице, вероятно, более пунические, чем другие предметы западного финикийского искусства. Хотя некоторые из них найдены в захоронениях VI века и более ранних, подавляющее большинство обнаружено в могилах IV века и более поздних могилах Сте-Моник и других некрополей.

Рис. 70. Медная бритва с рисунком в греческом стиле. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,18 м. III век до н. э.

Предметы из ранней группы украшались редко и простыми рисунками. Более поздние часто имеют изящно выгравированные фигурки божеств или священных символов, иногда египетских, иногда пунических, или же смешение тех и других. Греческие мотивы реже, но на одном из лезвий из Сте-Моник изображен Геракл, сидящий на камне, а с другой стороны – юноша, возможно Асклепий (рис. 70). Иногда на одной стороне лезвия встречается изображение греческого стиля, а на другой – египетского или египетско-пунического. Независимо от стиля все изображения – по содержанию религиозные и нагляднее всего свидетельствуют о различных религиозных символах и течениях Карфагена. На одном из лезвий с одной стороны изображена финиковая пальма, а с другой – Баал, бородатый, в конической шапке и с топором на правом плече (рис. 71). На других мы видим посвятительные надписи. Однако преобладание египетских мотивов (рис. 72), особенно связанных с Исидой Хорус, указывает на то, что, несмотря на эллинистические художественные влияния и вторжение греческих культов, пуническая религиозная иконография остается в определенной степени связанной с Египтом.

Рис. 71. Медная бритва с рисунком в пуническом стиле. Сте-Моник, Карфаген. Высота 0,145 м. III век до н. э.

Рис. 72. Медная бритва с рисунком в египетском стиле. Сте-Моник. Карфаген. Высота около 0,12 м. III век до н. э.

Рис. 73. Ручка зеркала из слоновой кости из захоронения на холме Юноны. Карфаген. Высота 0,16 м. VII век до н. э.