Стекольное производство и глазурование[31]
С VII по III век до н. э. большую часть стеклянных сосудов составляли core-made (формованные) изделия, однако известны и одноцветные, зачастую бесцветные сосуды с холодной нарезкой, а также бусины, подвески, особенно маленькие подвески-маски, и скарабеи и амулеты того периода. Традиционно считается, что все это стекло создано финикийцами, и вполне вероятно, ученые в данном случае не ошибаются. В середине 2-го тысячелетия до н. э. стекольные мастерские, где создавались core-made изделия, существовали и в Египте, и в Месопотамии. В Месопотамии также часто встречаются подобные изделия середины 1-го тысячелетия до н. э., но по форме и деталям они отличаются от средиземноморских. С другой стороны, в Египте, за исключением, пожалуй, Дельты, core-made изделия 1-го тысячелетия до н. э. практически не попадаются. Таким образом, нам приходится приписать средиземноморское coremade стекло либо ремесленникам Сирийского побережья, то есть финикийцам, либо более западному населению, возможно родосскому. Согласно Плинию, стекло было изобретено в Финикии, однако в настоящее время мы не знаем точно, относится ли это утверждение Плиния к формованному стеклу или к появившемуся в I веке до н. э. производству дутых стеклянных изделий, более близкому к тому периоду, когда жил сам Плиний.
Наиболее вероятно, что на изготовлении стекла с холодной нарезкой вначале специализировалась Месопотамия, а пользовались им по меньшей мере с VIII века (ваза Саргона II из Нимруда) как при ассирийском дворе, так и при персидском три века спустя. В V веке до н. э. Аристофан упоминает персидские бесцветные хрустальные кубки[32].
Однако многие формы сосудов не типичны для Месопотамии, а некоторые, такие, как кувшин VII века до н. э. из Ла-Алисейды в Испании, безусловно, чисто финикийские изделия. Подобная форма часто встречается в металле и керамике. Кувшин из Ла-Алисейды сделан из зеленого полупрозрачного стекла, и на нем выгравированы финикийские копии египетских иероглифов, включая картуши, один из которых содержит царские титулы, а другие – традиционные обращения к богам. Изделия, подобные этому и вазе Саргона, могли изготовить финикийцы, работавшие при ассирийском дворе.
Однако остается вероятность того, что эти сосуды и стеклянные безделушки (особенно бусины и скарабеи) были созданы в Финикии, хотя подобные мастерские могли находиться и в египетской Дельте, ведь рядом в западной пустыне было в избытке тонкого песка, пригодного для производства стекла.
Существует и доказательство карфагенского происхождения стеклянных сосудов и безделушек: Гоклер описывает печь стекольных дел мастера, которую он нашел в Дермехе «под святилищем Юпитера Аммона». Находка датируется IV веком до н. э. или более поздним периодом, когда Карфаген и другие западные города заинтересовались производством.
Насколько известно, глазуровка керамики практиковалась в Месопотамии, но не в Египте. Несколько маленьких глазурованных глиняных сосудов, возможно месопотамских, попали в Сирию и на греческие острова в VII и VI веках, однако мы не должны связывать их с финикийцами. Более интересен для нас фаянс, то есть глазуровка по почти чистой кремнеземной основе. Не в пример стекольному производству, изготовление фаянса господствовало в Египте еще с додинастических времен, что доказывают фигурки, и амулеты, и маленькие сосуды, в частности новогодние бутылочки. Некоторые виды фаянсовых фляжек в форме людей и животных, широко распространившиеся в Средиземноморье в VII и VI веках до н. э., обнаружены в Карфагене. Их стиль сходен с египетским, а многие другие фаянсовые изделия того периода еще больше похожи на египетские. Следовательно, нет причин исключать Египет, особенно Дельту, как возможное место их производства. Те же рассуждения справедливы для амулетов и скарабеев. Особенно ярко египетский стиль выражен в амулетах и скарабеях VII и VI веков до н. э. По мнению некоторых ученых, с концом XXVI династии (525 г. до н. э.) изготовление скарабеев в Египте прекращается. По этой причине наблюдается отход от традиционного узора в более поздних финикийских скарабеях, во всяком случае, в тех, что создавались на западе.
- Харден Дональд Финикийцы. Основатели Карфагена
- Предисловие
- Глава 1 народ, его происхождение и связи
- Глава 2 география
- Глава 3 история финикийцев на их родной земле
- Глава 4 финикийская колонизация
- Глава 5 карфаген: основание и история
- Глава 6 правительство, конституция, социальное устройство
- Глава 7 религия
- Храмы и святилища
- Жрецы, ритуалы
- Погребальные традиции, могилы и саркофаги
- Глава 8 язык, шрифт, тексты
- Глава 9 военные действия
- Глава 10 города
- Глава 11 ремесленное производство
- Сельское хозяйство
- Лесоводство и деревообработка
- Добыча и использование камня
- Ткани и окрашивание
- Металлообработка
- Керамика
- Стекольное производство и глазурование[31]
- Резьба по кости и слоновой кости
- Глава 12 торговля и исследования
- Общение и торговля с менее цивилизованными народами
- Монетная система
- Корабли
- Географические исследования
- Глава 13 искусство истоки
- Конец бронзового века
- Метрополия. IX век и более поздний период
- Резьба по слоновой кости
- Декорированные металлические чаши
- Металлические статуэтки и каменная скульптура
- Финикийское искусство на кипре
- Искусство западной финикии
- Терракота
- Каменная скульптура
- Художественная работа по металлу
- Изделия из слоновой кости
- Раковины
- Финикийское ювелирное искусство
- Финикийские печати и скарабеи
- Примечания
- Примечания