Понятие системы и системного подхода.
Под системойобычно понимают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
В наиболее общем плане все многообразие систем можно подразделить на материальные и абстрактные системы. Материальные системы делятся на системы из неорганической природы (физические, химические, геологические и т.д.) и живые системы, куда входят как простейшие биологические объекты, так и очень сложные (типа организма). Особый класс живых систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления (гипотезы, теории, научные знания, металогика и др.).
Система как совокупность элементов представляет собой материальное воплощение объекта. Образующие эту систему элементы находятся в определенной взаимосвязи. Различные системы могут быть образованы из различных или однородных элементов. Отличие одной системы от другой определяется не только составляющими элементами, сколько теми свойствами, которые вытекают из характера взаимосвязей, взаимодействия этих элементов.
В соответствии с целями исследования все системы можно классифицировать. Например, в основу одной классификации положены два признака.
Первый признак: степень сложности системы.
В соответствии с этим признаком все системы делятся на три класса.
1. Простые системы.
2. Сложные системы - это системы с более разветвленной структурой и большим числом внутренних связей. Эти системы как и простые можно описать.
3. Особо сложные системы те, которые не поддаются подробному и точному описанию и формализации.
Второй признак : признак связи элементов.
В соответствии с этим признаком выделяют:
1. Детерминированные системы, в которых все элементы взаимодействуют точно предвидимым образом.
Вероятностные системы, где нельзя сделать точного предсказания поведения системы, но можно с определенной степенью вероятности ожидать появления того или иного события.
Понятие иерархии.
Управление сложной динамической системой сопряжено с необходимостью привлечения огромных объемов информации, поэтому структура управляющей системы строится по иерархическому принципу. В рационально организованной иерархической управляющей системе происходит следующее:
Каждый i-ый уровень осуществляет управление (i-1)-ым уровнем и одновременно управляется (i+1) уровнем. Все уровни информационно связаны между собой.
Информация, поступающая от объекта управления движется в противоположном направлении - от нижних уровней к верхним и при этом последовательно сжимается.
Понятие "черного ящика".
Основным для изучения сложных систем является метод "черного ящика".
Под "черным ящиком " понимается система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а внутренне устройство не известно.
Понятие обратной связи.
Прямая связь выражается потоком информации от субъекта управления к объекту управления ( управляющие воздействия), а обратная связь характеризуется потоком информации от объекта управления к субъекту управления ( фактические данные).
Понятие эмерджентности.
Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
- Введение
- Технологическая карта курса
- Тема 1. Системный подход и информационные технологии управления (иту).
- Понятие системы и системного подхода.
- Предприятие как сложная вероятностная система.
- Использование системного подхода при изучении иту.
- Тема 2. Понятие информационной технологии управления (иту). Структура иту. Классификация иту.
- Понятие информационной технологии управления.
- Структура иту
- Классификация иту.
- Тема 3. Методология проектирования иту. Инструментальные средства проектирования иту.
- Понятие управления по функциям. Функциональный (традиционный) подход к проектированию иту.
- Понятие консалтинга в области информационных технологий.
- Этапы разработки иту.
- Инструментальные средства для поддержки проектирования иту.
- Тема 4. Практика использования информационных технологий управления.
- Основные направления развития автоматизации управления
- Информационные технологии управления проектами.
- Информационные технологии в бухгалтерской деятельности.
- Информационные технологии в банковской деятельности.
- Корпоративные информационные системы.
- Тема 5. Компьютерные информационные технологии поддержки принятия управленческих решений.
- Автоматизированные рабочие места.
- Использование имитационного моделирования при принятии управленческих решений.
- Понятие “интеллектуальной” информационной технологии.
- Использование экспертных систем в управление.
- Тема 6. Технология автоматизации офиса.
- Понятие офиса.
- Офис – как информационная система
- Офис как социотехничеккая система.
- Понятие электронного офиса.
- Виртуальный офис.
- Тема 7. Оценка эффективности иту.
- Подходы к оценке эффективности иту.
- Показатели общественной эффективности иту.
- Методические указания
- К выполнению курсовой работы
- По дисциплине "Информационные технологии управления".
- Основные положения.
- Выбор темы курсовой работы.
- Структура и содержание курсовой работы.
- Рекомендуемая литература. Основная литература.
- Дополнительная литература.
- Оглавление