1.5. Изготовление заготовок сварных станин
Сварные станины изготовляют из листовой стали марок Ст3, Ст4, Ст5 и других толщиной 3…12 мм. Целесообразно использовать сталь ВСт3. При этом если масса наплавленного металла не более 2 % массы станины и швы расположены симметрично относительно оси симметрии станины, то можно отказаться от термообработки станин, предотвращающей коробление. Тонкостенные станины из листов толщиной 3...6 мм менее металлоемки по сравнению с толстостенными из листов толщиной 8...12 мм, но сложнее в изготовлении из-за большего числа перегородок и ребер, необходимых для обеспечения требуемой жесткости. В сварных станинах широко используют элементы, изготовленные из профильного проката, в том числе швеллеры, полые профили прямоугольного сечения, а также гнутые и гнуто-сварные профили. Крупногабаритные сварные станины целесообразно изготовлять из отдельных блоков. Унификация сварных конструкций базовых деталей станков позволяет осуществить концентрацию и специализацию сварочного производства и уменьшить трудоемкость изготовления заготовок на 50... 60%.
Процесс изготовления сварных станин состоит из нескольких этапов: подготовки набора деталей, сборки деталей и соединения их сваркой, снятия остаточных напряжений, обработки станины, окраски и отделки.
Подготовка набора деталей для сварки станины включает резку стальных листов и проката, гибку, механическую обработку, разделку кромок под сварку. Стальные листы разрезают на газорезательных машинах, оснащенных копировальными системами или ЧПУ. Одновременно с резкой происходит разделка кромок под сварку.
Перед сваркой детали набора должны быть установлены одна относительно другой с требуемой точностью. Для соединения деталей станин применяют различные методы электросварки: в среде защитных газов, под плюсом, электрошлаковую, стыковую и др. Наиболее распространены сварка в углекислом газе и сварка в среде защитных газов.
Сварные станины металлорежущих станков на 30...40 % более экономичны в изготовлении по сравнению с литыми чугунными и имеют ряд преимуществ: меньшую (на 30...40 %) массу при одинаковой жесткости; меньшую стоимость обработки резанием; более высокую универсальность и гибкость методов и средств изготовления, что позволяет: быстро переналаживать производство станин широкой номенклатуры в условиях единичного и серийного производства, обеспечить в 2—3 раза более короткий цикл подготовки производства и изготовления сварных станин, а также возможность внесения с минимальными затратами изменений в конструкцию сварной станины; более широкие возможности автоматизации изготовления заготовок станин в гибком производстве на базе оборудования с ЧПУ и управления от ЭВМ.
Меньшая (приблизительно в 2 раза) стоимость обработки резанием и отделки сварных станин по сравнению с литыми связана с отсутствием заусенцев, меньшей шероховатостью поверхностей, большей точностью размеров и, как следствие, меньшими (в 2 раза и более) припусками на обработку. Рамы транспортных машин изготовляют преимущественно сварными.
- 1. Технологические процессы изготовления
- 1.1. Служебное назначение станин и рам
- 1.2. Конструкции станин
- 1.3. Технические требования к станинам
- 1.4. Изготовление заготовок литых станин
- 1.5. Изготовление заготовок сварных станин
- 1.6. Изготовление заготовок станин из бетона
- 1.7. Уменьшение коробления станин
- 1.8. Построение технологического процесса изготовления станин
- 1.9. Выбор технологических баз при разработке технологического процесса изготовления станин
- 1.10. Выбор методов и средств установки станин и разметка станин
- 1.11. Черновая обработка заготовок станин
- 1.12. Чистовая обработка станин
- 1.12. Упрочнение и отделка направляющих станин
- 1.13. Особенности изготовления станин
- 1.14. Особенности изготовления составных станин
- 1.15. Контроль станин
- 2. Технологические процессы изготовления
- 2.1. Характеристика корпусных деталей
- 2.2. Материалы и заготовки корпусных деталей
- 2.3. Технические требования на изготовление корпусных деталей
- 2.4. Базирование корпусных деталей
- 2.5. Типовые маршруты изготовления корпусных деталей
- 2.6. Контроль корпусных деталей
- 2.7. Обработка корпусных деталей
- 2.7.1. Гибкая автоматическая линия для обработки блока цилиндров
- 2.7.2. Классификационные признаки гибких производственных систем
- 2.7.3. Функциональные системы гпс
- 2.7.4. Оборудование, применяемое в гпс
- 2.7.5. Применение многоцелевых станков в гпс
- 3. Технологические процессы изготовления
- 3.1. Служебное назначение шпинделей и
- 3.2. Материал и способы получения заготовок
- 3.3. Технологический процесс обработки шпинделей
- 3.4. Термическая обработка шпинделей
- 3.5. Обработка поверхностей шпинделя после термической обработки
- 3.6. Отделочные операции наружных и внутренних поверхностей шпинделя
- 3.7. Особенности обработки шпинделей прецизионных станков
- 3.8. Балансировка шпинделей
- 3.9. Контроль шпинделей
- 4. Технологические процессы изготовления ходовых винтов
- 4.1. Служебное назначение ходовых винтов
- 4.2. Материалы для ходовых винтов
- 4.3. Технологический процесс изготовления ходовых винтов
- 4.4. Особенности изготовления прецизионных ходовых винтов
- 4.5. Контроль ходовых винтов
- 4.6. Изготовление винтов передач винт-гайка качения
- 4.7. Особенности изготовления длинных ходовых винтов
- 6. Технологические процессы изготовления валов
- 6.1. Особенности конструкций валов и требования к их точности
- 6.2.Типовые технологические процессы обработки валов
- 6.4. Изготовление вала в условиях массового производства
- 6.5. Особенности выполнения основных операций обработки валов
- 6.6.Контроль валов