6.1. Особенности конструкций валов и требования к их точности
Валы механических передач машин работают в условиях высоких нагрузок и частот вращения, что обусловливает повышенные требования к их конструкциям. Применяются валы гладкие и ступенчатые, сплошные и полые. Наибольшее распространение получили ступенчатые валы.
Валы считаются жесткими, если отношение длины к диаметру не превышает 10, и нежесткими, если это отношение больше, т.е. ℓ/d<10 — жесткие, ℓ/d>10 — нежесткие. Нежесткие валы необходимо обрабатывать (точить, шлифовать и т.д.) с применением люнетов.
Наиболее трудоемкими в изготовлении являются ступенчатые валы, имеющие шейки под подшипники и зубчатые колеса, шпоночные канавки, шлицевые, резьбовые поверхности. Из соображений экономичности изготовления следует считать наиболее технологичными валы, конструкция которых предусматривает возрастание диаметров ступеней к середине или одному из концов вала.
В группу «валы» в машиностроении входят также оси, кольца, цапфы и другие детали, которые образуются в основном наружной поверхностью вращения (цилиндрической, а иногда конической) и несколькими торцовыми поверхностями (рисунок 6.1).
Рисунок 6.1 – Детали класса валов
К валам предъявляются высокие требования по точности размеров, геометрической форме и взаимному расположению отдельных поверхностей.
Состояние валов после обработки характеризуется следующими параметрами:
точностью рабочих (квалитеты 6...8) и нерабочих (квалитеты 9,10) шеек;
допуском формы шеек (рабочих — 0,01...0,02 мм, нерабочих — 0,02...0,04 мм);
допуском биения рабочих шеек в заданном направлении относительно друг друга (0,02...0,04 мм);
допуском биения в заданном направлении рабочих и нерабочих шеек (0,02...0,30 мм);
допуском торцового биения (0,02...0,04 мм);
неравномерностью шага шлицев и допустимым смещением шлицев относительно оси (не более 0,02...0,03 мм);
шероховатостью поверхности посадочных шеек Ra = 1,25...0,40 мкм, нерабочих поверхностей Ra = 1,25...6,30 мкм.
Некоторые валы должны быть статически и динамически сбалансированы. Дисбаланс валов не должен превышать 30...70 г·мм.
Для изготовления валов в машиностроении широко используется конструкционная углеродистая сталь Ст3, Ст5. Валы для ответственных конструкций изготавливаются из качественных углеродистых сталей марок 25, 30, 40, 45, 50 и легированных хромистых сталей 15Х, 25Х, 35Х, 40Х, 45Х, а также 18ХГТ.
Валы из среднеуглеродистых сталей подвергают термообработке до твердости 230...260 НВ, реже посадочные поверхности подвергают закалке токами высокой частоты до твердости 45...50 HRC. Шейки валов из низкоуглеродистых сталей для повышения износостойкости подвергают цементации на глубину 0,8...1,2 мм с последующей термообработкой до твердости 54...60 HRC.
Выбор рационального способа изготовления заготовок для валов определяется их себестоимостью и последующей механической обработкой. В единичном и мелкосерийном производстве заготовки получают из горячекатаного, реже калиброванного проката путем резки последнего и последующей механической обработки. Заготовки из проката применяются при изготовлении не только гладких валов, но и ступенчатых с небольшим числом ступеней и незначительными перепадами их диаметров. Эти заготовки используются и в крупносерийном производстве.
В массовом производстве, а также при изготовлении валов сложной формы, имеющих большое число ступеней, значительно различающихся по диаметру, наиболее экономичными являются такие способы изготовления заготовок, которые позволяют получать их приближающимися по форме, размерам и массе к готовой детали.
Прогрессивные способы изготовления заготовок валов — штамповка в закрытых штампах, высадка на горизонтально-ковочных машинах, горячее выдавливание, поперечно-винтовая прокатка, объемная холодная штамповка, радиальная ковка, электровысадка. Эти способы позволяют получать коэффициент использования материала 0,7 и выше. Применение поперечно-клиновой прокатки при изготовлении валов обеспечивает повышение коэффициента использования материала до 0,9, а высокая точность процесса — уменьшение припуска на механическую обработку до 1,0...1,5 мм.
Типовой технологический процесс изготовления заготовок валов состоит из следующих операций:
- разрезка горячекатаного прутка на мерные заготовки;
- нагрев заготовок;
- формообразование;
- термическая обработка после формообразования;
- правка на прессах.
Заготовки разрезают на прессах или ножницах. Нагрев заготовок проводят в электроиндукционных установках.
После пластического деформирования для снятия внутренних напряжений проводят термическую обработку заготовок валов. Способ термообработки обусловливается материалом заготовки. Для низкоуглеродистых сталей рекомендуется нормализация, для сталей марки 35Х — отжиг, для сталей марок 45, 40Х — улучшение.
Заготовки чугунных валов изготавливают литьем. Литье в оболочковые формы позволяет получать заготовки валов высокой точности, исключать токарные операции и ограничиваться только шлифованием.
- 1. Технологические процессы изготовления
- 1.1. Служебное назначение станин и рам
- 1.2. Конструкции станин
- 1.3. Технические требования к станинам
- 1.4. Изготовление заготовок литых станин
- 1.5. Изготовление заготовок сварных станин
- 1.6. Изготовление заготовок станин из бетона
- 1.7. Уменьшение коробления станин
- 1.8. Построение технологического процесса изготовления станин
- 1.9. Выбор технологических баз при разработке технологического процесса изготовления станин
- 1.10. Выбор методов и средств установки станин и разметка станин
- 1.11. Черновая обработка заготовок станин
- 1.12. Чистовая обработка станин
- 1.12. Упрочнение и отделка направляющих станин
- 1.13. Особенности изготовления станин
- 1.14. Особенности изготовления составных станин
- 1.15. Контроль станин
- 2. Технологические процессы изготовления
- 2.1. Характеристика корпусных деталей
- 2.2. Материалы и заготовки корпусных деталей
- 2.3. Технические требования на изготовление корпусных деталей
- 2.4. Базирование корпусных деталей
- 2.5. Типовые маршруты изготовления корпусных деталей
- 2.6. Контроль корпусных деталей
- 2.7. Обработка корпусных деталей
- 2.7.1. Гибкая автоматическая линия для обработки блока цилиндров
- 2.7.2. Классификационные признаки гибких производственных систем
- 2.7.3. Функциональные системы гпс
- 2.7.4. Оборудование, применяемое в гпс
- 2.7.5. Применение многоцелевых станков в гпс
- 3. Технологические процессы изготовления
- 3.1. Служебное назначение шпинделей и
- 3.2. Материал и способы получения заготовок
- 3.3. Технологический процесс обработки шпинделей
- 3.4. Термическая обработка шпинделей
- 3.5. Обработка поверхностей шпинделя после термической обработки
- 3.6. Отделочные операции наружных и внутренних поверхностей шпинделя
- 3.7. Особенности обработки шпинделей прецизионных станков
- 3.8. Балансировка шпинделей
- 3.9. Контроль шпинделей
- 4. Технологические процессы изготовления ходовых винтов
- 4.1. Служебное назначение ходовых винтов
- 4.2. Материалы для ходовых винтов
- 4.3. Технологический процесс изготовления ходовых винтов
- 4.4. Особенности изготовления прецизионных ходовых винтов
- 4.5. Контроль ходовых винтов
- 4.6. Изготовление винтов передач винт-гайка качения
- 4.7. Особенности изготовления длинных ходовых винтов
- 6. Технологические процессы изготовления валов
- 6.1. Особенности конструкций валов и требования к их точности
- 6.2.Типовые технологические процессы обработки валов
- 6.4. Изготовление вала в условиях массового производства
- 6.5. Особенности выполнения основных операций обработки валов
- 6.6.Контроль валов