26.3.4. Типовые электроприводы крановых механизмов
В зависимости от назначения и типа крана, вида механизма и требований, предъявленных к приводу, применяются различные системы крановых электроприводов.
Промышленностью выпускаются комплектные крановые электроприводы и панели управления электродвигателями. Ниже приведены основные из них [4-25].
Электроприводы постоянного тока: а) с управлением магнитным контроллером МК-ДП (магнитным контроллером, называют устройство управления, состоящее из командоконтроллера и контакторных панелей);
б) по системе тиристорный преобразователь – двигатель ТП-Д;
в) по системе генератор- двигатель Г-Д.
Электроприводы переменного тока:
а) с односкоростным или двухскоростным асинхронным короткозамкнутым двигателем, управляемым магнитными пускателями, МП-АДК, МП-АДД;
б) с асинхронным двигателем с фазным ротором, управляемым магнитным контроллером с торможением противовключением, МКП-АДФ;
в) с асинхронным двигателем с фазным ротором, управляемым магнитным контроллером с динамическим торможением с самовозбуждением СМКД-АДФ;
г) по системе асинхронный двигатель с фазным ротором – управляемый тиристорный преобразователь напряжения ТПН-АДФ;
д) асинхронный двигатель с фазным ротором, управляемый магнитным контроллером с тиристорным импульсно-ключевым регулированием МКИ-АДФ;
е) по системе тиристорный преобразователь частоты с непосредственной связью – двухскоростной асинхронный короткозамкнутый двигатель (НПЧ-АДД).
Технические данные некоторых из указанных приводов приведены в таблице 26.4.
Таблица 26.4
Технические данные типовых электроприводов кранов
Тип электропривода | Механизм | Диапазон регул. Скорости | Тип магнит. Контроллера и преобразователя | Наибольшая расчетная мощность электродвигателя, кВт при Uном=380В | Тип кранов | |||
1М-3М | 4М | 5М | 6М | |||||
МК-АДД | Подъем, пере-движение | 6:1 3:1 | Б5701 Б5701 | 22 22 | 18,5 18,5 | - - | - - | Облегченные |
МКД-АДФ | Подъем, крюковой, грейферный | 8:1 при спуске | ТСД60, ТСД160, ТСД250, ТСД400, ТСДГ160 | 37, 85, 140, 250, 85 | 30, 70, 110, 200, 70 | 25, 58 90, 160 58 | - | Краны мостовые козловые, башенные, где требуется диапазон регулирования 8:1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 26.4 | ||||||||
МКИ-АДФ | Передвижение | 10:1 | БОК6511, БОК6502 | 37 2х18,5 | 30 2х15 | 22 2х11 | - | Все типы кранов, где требуются жесткие характеристики |
ТПН-АДФ | Подъем, пере-движение | 4:1 Подъем 8:1 Спуск 8:1 Передвижение | П6512...ПУ ПС512...КУ |
| До 80 |
|
| Контейнерные краны с двухдвигательными и кратным двум двигателями приводами |
НПЧ-АДД | Поворот, пере-движение | (10...20):1 | ТТС40, ТТС100 Б004 |
|
| 24 60 |
| Башенные краны |
МК-ДП | Подъем, передвижение | 6...1 | ПСО160...ПС630 ПСО...П630 или (ДП) двухдвигательный | 38, 150 | 30...125 | 25...100 | 16...80 | Мостовые металлургические краны |
ТП-Д | Подъем, поворот | 40:1
| ТПЕ, панель управления П9203 |
| 240 |
|
| Башенные краны |
| Поворот, пере-движение | 100:1 | Комплексный привод ЭТУ 360 |
| 20 |
|
| Краны штабелеры |
Ниже рассмотрены некоторые из типовых схем, применяемых в приводах кранов.
Схема электропривода механизма подъема с панелью ТСДИ
Электропривод с магнитным контроллером типа ТСДИ рис.26.5 обеспечивает динамическое торможение асинхронного двигателя с самовозбуждением при спуске и импульсно-ключевое регулирование при подъеме. Электроприводы с динамическим торможением с самовозбуждением выполняются только для механизмов подъема с целью получения жестких тормозных характеристик при спуске (рис.26.6), что позволяет увеличить диапазон регулирования скорости до значения 8:1. С помощью импульсно-ключевого регулирования получают жесткую характеристику на первой позиции при подъеме, что также повышает диапазон регулирования до (6...4):1.
Рис.26.6. Механические характеристики электропривода при управлении панелью ТСДИ Рис.26.5. Схема электропривода механизма подъема с панелью ТСДИ и электросхемы реле времени (а)
Управление осуществляется от командоконтроллера, имеющего по четыре фиксированных положения в каждую сторону движения. Схема выполнена несимметричной. Регулирование скорости в сторону подъема осуществляется изменением сопротивления ступеней резисторов в роторной цепи под контролем реле времени КТ2...КТ4. На первой позиции командоконтроллера контактор КМ1 - разомкнут и в цепь ротора включены все резисторы на стороне переменного тока и резисторы R11 на стороне постоянного тока. Для выпрямления напряжения служит полууправляемый мост, состоящий из тиристоров VS1...VS3 и диодов UZ1. При напряжении больше пробоя стабилитрона VD1 по оптрону VS4 протекает ток и тиристоры VS1...VS3 открываются, двигатель работает на характеристике с полным сопротивлением. При уменьшении напряжения на стабилитроне VD1 ниже его номинального значения, по оптрону ток не протекает и тиристоры закрываются. При снижении скорости э.д.с. ротора повышается и тиристоры открываются.
Такая работа схемы регулирования позволяет создать жесткую механическую характеристику 1П. На второй позиции включается контактор КМ1V и шунтирует выпрямительную схему, двигатель переходит на характеристику 2П и т.д.
Режим динамического торможения реализуется на всех положениях спуска, кроме последнего, на котором двигатель работает от сети и спуск осуществляется в режиме рекуперативного торможения. Недостатком схемы является невозможность спуска легких грузов с малой скоростью, а также отсутствие на 1-ой...3-ей позициях спуска перехода с тормозного в двигательный режим.
У Рис.26.7. Упрощенная силовая схема электропривода с панелями управления П6502 380В Рис.26.7. Упрощенная силовая схема электропривода с панелями управления П6502
О Рис.26.8. Механические характеристики электропривода, выполненного на рис.26.7 в 1 и 2 квадранте
- 26.2.1. Общие положения
- 26.3. Электропривод механизмов крана
- 26.3.1.Общие сведения
- 26.3.2. Требования, предъявляемые к электроприводу механизмов крана
- 26.3.3. Выбор мощности электродвигателя механизмов крана
- 26.3.4. Типовые электроприводы крановых механизмов
- Электропривод постоянного тока механизмов крана с магнитным контроллером
- Крановые электроприводы постоянного тока по системе тп-д
- 26.4. Электропривод механизмов одноковшовых экскаваторов
- 26.4.1. Требования, предъявляемые к электроприводу экскаваторов
- 26.4.2. Выбор мощности электродвигателей механизмов экскаваторов
- 26.4.3. Типовые электроприводы механизмов экскаватора
- 26.4.4. Частотно-регулируемый электропривод переменного тока
- 26.5. Электропривод и автоматика лифтов
- 26.5.1. Требования, предъявляемые к электроприводу лифтов
- 26.5.2. Расчет мощности электродвигателя лифтов и подъемников
- 26.5.3. Автоматика и схемы управления лифтами
- 26.5.4. Типовые схемы электроприводов лифтов
- Электропривод скоростных и высокоскоростных лифтов
- Глава 27. Электропривод металлорежущих станков