logo
ТАУ (курс 3, сессия 1)_МГОУ / Учебник тау / Глава 26

26.4. Электропривод механизмов одноковшовых экскаваторов

Одноковшовые экскаваторы подразделяют:

а) в зависимости от емкости ковша – на экскаваторы малой производительности с емкостью 0,5...2,0м3; средней – с емкостью 2,5...8,0м3; большой – с емкостью свыше 10м3;

б) по характеру рабочего оборудования – на экскаватор - механическая лопата (прямая и обратная), у которого ковш имеет жесткое соединение со стрелой, и экскаватор-драглайн, у которого ковш подвешен на канатах;

в) по ходовому оборудованию на гусеничные и шагающие.

Экскаваторы малой производительности изготавливают часто на пневматическом ходу и, в основном, с гидравлическим приводом.

В зависимости от назначения экскаваторы подразделяются на вскрышные и карьерные. Карьерные экскаваторы имеют по сравнению с вскрышными более короткую усиленную стрелу, т.к. они предназначены для работы в скальных грунтах. По обозначению типа экскаватора можно судить о его назначении. Например, экскаватор ЭВГ-15 является механической лопатой на гусеничном ходу, предназначенный для вскрышных работ с емкостью ковша 15м3. Экскаватор ЭКГ-8 – гусеничный, карьерный с емкостью ковша 8м3. В экскаваторах драглайных кроме объема ковша указывается длина стрелы, например ЭШ 15/90 шагающий экскаватор драглайн с ковшом емкостью 15м3 и длиной стрелы 90м.

Основными механизмами одноковшовых экскаваторов, обеспечивающими в рабочем процессе перемещения ковша по требуемым траекториям, являются механизмы подъема, напора и поворота. Механизмы хода экскаватора-лопаты и шагания экскаватора-драглайна в рабочем цикле не участвуют, а предназначаются для передвижения машины в новое положение после выработки части забоя. При передвижении электроприводы основных механизмов отключаются и затормаживаются механическими тормозами.