logo
ТАУ (курс 3, сессия 1)_МГОУ / Учебник тау / Глава 26

26.5.4. Типовые схемы электроприводов лифтов

В лифтах и грузовых подъемниках типы электроприводов выбираются в зависимости от скорости движения, этажности здания и требуемой точности остановки.

В настоящее время применяют следующие электроприводы:

а) для зданий до 17 этажей используются тихоходные и быстроходные лифты со скоростью от 0,7 до 1,4м/с типа УЛЖ-10, УЛЖ-17 грузоподъемностью 320,400кг. В этих лифтах применяют электропривод с асинхронным двухскоростным электродвигателем с короткозамкнутым ротором;

б) для быстроходных пассажирских лифтов со скоростью 1,6м/с предназначенных для зданий до 25 этажей применяют электропривод по системе тиристорный регулятор напряжения (ТРН) с двухскоростным асинхронным двигателем (ТРН-АДД) типа УЛМП-25-1,6. Наличие регулируемого электропривода обеспечивает высокую плавность процессов разгона и замедления, высокую точность остановки на этаже (±20мм), отсутствие участка пониженной скорости перед остановкой. Вторая обмотка двигателя служит для получения малой скорости при ревизии;

в) для скоростных и высокоскоростных лифтов применяются электроприводы постоянного тока по системе тиристорный преобразователь-двигатель ТП-Д и переменного тока по системе преобразователь частоты - короткозамкнутый асинхронный электродвигатель ПЧ-АД.

Электропривод типа УЛЖ для пассажирских лифтов жилых зданий

Устройства УЛЖ-10 и УЛЖ-17 предназначены для управления лифтами со скоростью от 0,7 до 1,4м/с. В электроприводе рис.26.24 может быть применен асинхронный двухскоростной электродвигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 5/1,25 и 8/2кВт. Управление электроприводом осуществляется с применением микроэлектроники.

Рис.26.24. Электрическая схема электропривода лифта типа УЛЖ

Схема электропривода рис.26.24, 26.25 состоит из силовой цепи, блока управляющих реле БУР и блока управления логического БУЛ. собранного на микросхемах серии К.561. Силовая схема рис.26.24 состоит из привода механизма подъема и открывания дверей кабины.

Рис.26.25. Функциональная схема блока управления логического и выходных реле

Привод подъема включает в себя: электродвигатель М1; выключатель автоматический QF1; магнитные пускатели: блокировочный КМ5, направления вверх КМ1 и вниз КМ2, рабочей скорости КМ3 и малой скорости КМ4; катушка тормозного электромагнита ВY. Электропривод дверей кабины состоит из электродвигателя М2, выключателя автоматического QF3, и магнитных пускателей КМ6 и КМ7. В блок управляющих реле входят: катушки, вышеперечисленных магнитных пускателей и промежуточные реле КL1...КL14. Блок управляющих реле (БУР) осуществляет связь между БУЛ и силовой схемой.

Блок управления логический БУЛ рис.26.25 предназначен для логической обработки информации поступающей с кнопок, датчиков и конечных выключателей лифта, выдачи управляющих сигналов в БУР, организации парной работы и управления сигнализацией лифтов.

В состав БУЛ входят ячейки:

1. Ячейка гальванических развязок ЯГР.

2. Ячейка регистрации ЯР - служит для организации опроса кнопок приказов и вызовов, выключателей дверей шахты и для регистрации приказов и вызовов на этажах;

3. Ячейка выбора направления ЯВН;

4. Ячейка логического управления ЯЛУ - служит для реализации различных функциональных защит и блокировок, в ячейке также формируются сигналы уровня скорости и сигналы положения и форсировки тормоза;

5. Ячейка управления дверьми ЯУД - служит для формирования сигналов на открывание и закрывание дверей, определения местоположения кабины лифта, а также реализации функции узла охраны шахты;

6. Блок управления, в который входят: переключатели режимов работы, кнопки управления лифтом при ревизии и из машинного зала.

Работа схемы заключается в опросе и регистрации сигналов на кнопках вызова и приказов, определении местоположения кабины, выборе направления движения и скорости при различных режимах работы, а также в организации работы дверей и тормозного устройства. Рассмотрим работу БЛУ на каждом из этапов.

В режиме "нормальная работа" происходит циклический опрос кнопок вызовов и приказов. В режиме "нагрузка" при "нормальной работе" происходит опрос кнопок приказов. Опрос производится короткими импульсами. В случае если была нажата кнопка, то на общую шину поступает соответствующий данной кнопке импульс, после чего происходит регистрация сигнала.

Текущее местоположение кабины лифта определяется счетным способом, т.е. позиция кабины определяется совокупностью импульсов, вырабатываемых при срабатывании датчиков замедления. При движении вверх каждое срабатывание датчика замедления "вверх" вызывает приращение кода местоположения на единицу. При движении вниз и срабатывании датчика замедления "вниз" происходит убывание кода местоположения на единицу. Для корректировки местоположения используются реперные точки (датчики на этажах), а также информация от дверных контактов кабины и шахты. Местоположение кабины определяется в двоичном коде из пяти разрядов. При движении вверх счетчик работает в режиме суммирования, а при движении вниз - в режиме вычитания. Выбор направления движения осуществляется в узлах, расположенных в ячейках ЯВН и ЯЛУ. В ячейке ЯВН определяется направление движения (в импульсном виде) для режимов "нормальная работа" и "нагрузка", т.е. для движения по автоматическому циклу.

Выбор направления для режимов "ревизия" и "управление из машинного зала" осуществляется в ячейке ЯЛУ, также на ЯЛУ поступает сигнал направления движения для всех режимов работы с учетом различных блокировок. Таким образом на ЯЛУ поступают три группы сигналов направления движения: вверх и вниз из ячейки ЯВН, вверх и вниз с кнопочного поста "ревизии" и с кнопок "управление из машинного зала", находящихся в БУЛ(е).

Выбор скорости движения осуществляются в ячейке ЯЛУ. Система управления рассчитана на управление двухскоростным двигателем, поэтому предусмотрены две скорости передвижения большая и малая. В режиме "ревизия" движение осуществляется только на малой скорости, на остальных режимах - на большой. Замедление с большой скорости до малой производится в режиме рекуперативного торможения посредством отключения реле КL3 и включения реле КL4, а, следовательно, отключения пускателя КМ3 и включения пускателя КМ4. После замедления, если лифт не находится в зоне точной остановки, он движется на малой скорости до ближайшего по направлению движению этажа и останавливается или при необходимости продолжает свое движение, но уже на большой скорости. Общим для всех режимов является полное принудительное замедление у крайних этажей.

Включение тормозного электромагнита происходит одновременно с подачей напряжения на главный электродвигатель М1 с помощью реле КL11, КL12 и замыкающих контактов пускателей КМ3 и КМ4. Реле КL12 осуществляет форсировку включения тормоза (растормаживание механического тормоза). Питание электромагнита ВУ при включении осуществляется по цепи замыкающих контактов КМ3 (КМ4), замыкающего контакта КL12 и тиристоров VS1 и VS2. Открывание тиристора VS2 осуществляется по цепи диод VД3 R1, замыкающий контакт КL11; тиристора VS1- по цепи VД2, R3, КL12.2. После включения реле КL12, через выдержку времени, достаточную для надежного включения электромагнита ВY, отключается логическим блоком и размыкает свои замыкающие контакты в цепи электромагнита и в цепи управляющего электрода тиристора VS1. В цепь электромагнита вводится дополнительное сопротивление R2. При этом напряжение на электромагните ВY снижается до уровня, равного напряжению удержания во включенном состоянии.

Открытие дверей происходит по достижению заданного адреса и нахождению кабины в зоне точной остановки. В режиме "пожарная опасность" и перегрева двигателя сигнал на открытие дверей формируется в ЯЛУ. Причем открытие дверей кабины в режиме "пожарная опасность" происходит на первом этаже и на любом этаже при поступлении сигнала перегрева.

Система обеспечивает работу лифта в здании до 25 этажей с полным собирательным управлением. Питание электропривода (рис.26.26) осуществляется от реверсивного тиристорного регулятора напряжения UZ (ТРН) при пуске и установившемся движении и от отдельного выпрямителя собранного по однофазной мостовой схеме UZ1 для питания обмотки статора при динамическом торможении.

Система обеспечивает параметрическое фазовое регулирование скорости вращения короткозамкнутого асинхронного электродвигателя. Система автоматического регулирования выполнена на однокристальной микро ЭВМ типа КР1816ВБ031, которая осуществляет непосредственное цифровое регулирование скорости вращения приводного двухскоростного асинхронного электродвигателя. Автоматическая система регулирования позволяет обеспечить высокую точность поддержания заданной скорости и остановки на уровне требуемого этажа непосредственно в заданную точку без участка пониженной скорости. Вторая обмотка двигателя включается только при ревизии.

За счет изменения программного обеспечения НКУ может использоваться для лифтов различного назначения: жилых, административных или больничных зданий.

Рис.26.26. Электрическая схема электропривода типа УЛМП-25-16