2.4.3. Носок и хвостовик коленчатого вала
Носок КВ - конец КВ со стороны , противоположной отбору мощности. От носка КВ чаще всего осуществляется:
привод ГРМ (в большинстве случаев);
привод (через шкив) генератора, вентилятора (не всегда), жидкостного насоса и ряда вспомогательных устройств;
в старых двигателях на носке КВ имеется храповик для ручного пуска двигателя ( ВАЗ ); при отсутствии храповика вместо него устанавливают болт для крепления деталей на носке КВ;
на носке КВ могут устанавливаться съёмные противовесы (двигатели ЯМЗ, КамАЗ);
с носка КВ может осуществляться привод масляного насоса (ЯМЗ-236, КамАЗ-740, ВАЗ - 2108, ВАЗ - 1111, УЗАМ - 331.10);
может осуществляться привод уравновешивающего механизма (МеМЗ - 968);
привод центрифуги для очистки масла (МеМЗ - 968);
на носке КВ устанавливаются гасители крутильных колебаний (ЗИЛ - 114, ЗИЛ – 4104, ЗМЗ 406.10) .
Передний конец КВ- ступенчатый. Посадочные поверхности шлифуются, а поверхность под передний сальник после закалки полируется .
Положение шестерен привода (противовеса) строго фиксируется относительно первой шатунной шейки с помощью шпонок. Гайка или болт, фиксирующие положения деталей на носке КВ, предохраняются от самоотворачивания специальными шайбам .
Хвостовик КВ - конец КВ со стороны отбора мощности. Хвостовик КВ в первую очередь используется для установки маховика и сочленения двигателя с потребителем мощности. Чаще всего, хвостовик КВ заканчивается фланцем, к которому маховик крепится с помощью болтов. Болты маховика затягивают динамометрическим ключом с моментом затяжки до 100 Нм (в двигателях с искровым зажиганием) или до 250 Нм (в дизелях). Эти болты тщательно фиксируют (шплинтуют шайбами или замковыми пластинами, установленными под головки двух болтов (двигатели ЯМЗ - 236).
Маховик центрируют на наружной поверхности фланца с помощью выточки , а его положение относительно КВ фиксируют установочным штифтом. Иногда для этой цели применяют несимметричное расположение болтов маховик (ЗМЗ, ЗИЛ - 130, МеМЗ - 245) . В двигателях ВАЗ центрирование маховика с КВ осуществляется с помощью переднего подшипника ведущего вала коробки передач. Для этого подшипника в хвостовике КВ делается специальная выточка. Так как маховик двигателей ВАЗ может быть установлен в двух положениях, то на нём имеется конусообразная лунка, которая при установке должна находиться против ШШ 4-ого цилиндра.
У дизелей ЯМЗ - 236 и КамАЗ - 740 маховик крепят болтами, которые непосредственно ввёртываются в КВ. В этом случае маховик точно фиксируется относительно шеек КВ двумя штифтами. Такая установка маховика позволяет, в частности, на двигателях КамАЗ устанавливать на хвостовике съёмный противовес и шестерню привода ГРМ.
Сам маховик представляет собой диск с массивным ободом, отлитый из чугуна. На обод напрессован зубчатый венец, необходимый для вращения КВ при пуске двигателя стартёром. На маховике наносят метки для определения момента прохождения ВМТ поршня первого цилиндра. Торцовая поверхность маховика, обращённая к трансмиссии, на которую опирается фрикционный диск сцепления, шлифуется и полируется. Шероховатость не должна превышать 2,5 мм. Биение маховика в сборе с КВ - не более 0,10 мм на крайних точках.
В современных двигателях (ВАЗ, ЯМЗ) маховики балансируются отдельно от КВ, что обеспечивает взаимозаменяемост .
В силовых передачах автомобилей с гидродинамическими передачами маховик отсутствует, а его функции выполняют корпус гидротрансформатора и его насосное колесо.
Кроме крепления маховика, хвостовик КВ используется:
для привода механизма газораспределения (КамАЗ - 740);
установки съёмных противовесов (КамАЗ - 740);
привода валов уравновешивающих механизмов (ВАЗ - 11111).
Уплотнение КВ на выходе из картера должно быть надёжным во избежание как утечки масла из поддона, так и проникновения пыли в картер двигателя.
В общем случае для уплотнения КВ используются различные сальники и масло, пылеотражающие устройства. Сальники, в свою очередь, могут быть самоподжимными или выполненными в виде фетровых колец.
В двигателях ЗМЗ уплотнение носка КВ включает самоподжимной резиновый сальник, вмонтированный в штампованный ободок и вместе с ним вставленный (запрессованный) в крышку распределительных шестерён. Для повышения надёжности уплотнения устанавливают маслоотражатель, состоящий из фасонной шайбы и желобка, который производит первичный отвод масла от носка КВ. С внешней стороны установлен штампованный пылеотражатель, который напрессовывается на ступицу шкива привода вентилятора.
Аналогичные уплотнения имеют двигатели ЗИЛ - 130 , ЯМЗ - 236. В двигателях ВАЗ - 1111 и ВАЗ - 2108 самоподжимной сальник установлен в корпусе крышки масляного насоса. В двигателях ВАЗ - 2101 , 2102 , 21011 , 21013 , 2103 , 2106 такой сальник установлен в крышке, закрывающей ГРМ. В двигателях 2104, 05 , 07 (с ременным приводом ГРМ) сальник устанавливается на промежуточной детали, прикрепляемой к блоку.
Для уплотнения хвостовика КВ применяют сальники из графитизированого асбестового шнура, который укладывается в канавки, прорезанные в блоке цилиндров и в крышке КП или в специальные сальникодержатели.
Если разъём картера расположен ниже оси К , то сальникодержатель имеет дополнительные боковые резиновые уплотнения, предотвращающие утечку масла через вертикальный стык.
В общем случае, для уплотнения хвостовика КВ используют:
маслоотражательные бурты (гребни);
фетровые кольца;
самоподжимные сальники;
отражательные кольца;
маслоотгонную нарезку.
Эти конструктивные методы используются в сочетании друг с другом.
Маслоотгонная резьба представляет собой спиральную канавку, содержащую 2…3 полных витка, обеспечивающих отвод масла в поддон по специальному каналу. На автомобильных двигателях такую нарезку делают правой , что обеспечивает отражение масла при вращении КВ.
Основной способ уплотнения - самоподжимные сальники, установленные либо в специальных держателях (двигатели ВАЗ , МеМЗ - 245), либо в теле картера маховика (ЯМЗ - 236, КамАЗ - 740). В двигателях ЯМЗ - 236 и МеМз - 968 сальник сочетается с маслоотражателем. В двигателях МеМЗ - 968 сальник установлен непосредственно в блоке и работает по поверхности ступицы маховика .
В двигателях семейства ЗИЛ для уплотнения хвостовика предусмотрены:
дренажная канавка в задней части вкладыша КП;
маслосбрасывающий гребень;
сальник из асбестовой набивки, установленный в канавках блока и крышки заднего КП;
маслоотгонная резьба в зоне перед этой набивкой;
резиновые уплотнители между горизонтальными поверхностями стыка части крышки КП и БЦ;
деревянные уплотнители между вертикальными соприкасающимися поверхностями блока и крышки.
Таким образом роль держателя сальника, набивка которого для предотвращения проворачивания посажена на штифт в канавке крышки КП, выполняет частично БЦ, а частично крышка заднего КП.
Диаметральный зазор в области маслоотгонной канавки 0,5 мм.
- 2. Кривошипно-шатунный механизм
- 2.1. Остов двигателя
- 2.1.1. Силовые схемы
- 4. С несущим цилиндром, растягиваемым в осевом направлении силами газов (для двигателей с во)
- Картер двигателя
- 2.1.3. Гильзы цилиндров и цилиндры
- 2.1.4 Головка цилиндров
- 2.1.5. Уплотнение газового стыка
- 2.2. Поршневая группа
- 2.2.1. Поршень
- 2.2.2 Поршневой палец
- 2.2.3. Поршневые кольца
- 2.3. Шатунная группа
- 2.3.1. Поршневая головка шатуна
- 2.3.2 Стержень шатуна
- 2.3.3. Кривошипная головка шатуна
- 2.3.4. Шатунные болты
- 2.3.5. Вкладыши кривошипной головки шатуна (шатунные подшипники)
- 2.3.6. Дефекты шатуна
- 2.4. Коленчатый вал
- 2.4.1. Состав кв и назначение его элементов
- 2.4.2. Крутильные колебания кв и гасители крутильных колебаний
- 2.4.3. Носок и хвостовик коленчатого вала
- 2.4.4. Материалы и технология
- 2.4.5. Методы упрочнения коленчатого вала