2.3.2 Стержень шатуна
Стержни шатунов АТД имеют, как правило, двутавровое сечение. Обычно стержень симметричен относительно продольной оси КГШ. Смещение (несимметричность) использовалась в двухпролётных (неполноопорных) КВ, что давало возможность уменьшить расстояние между осями цилиндров и длину двигателя, но вызывало неравномерность износа шатунной шейки и шатунных подшипников.
К стержню шатуна предъявляются следующие требования:
высокая жёсткость, гарантирующая надёжную работу тонкостенных вкладышей и шатунных болтов;
минимальные габаритные размеры и масса;
минимизация концентрации напряжений в местах изменения её формы;
возможность прохождения КГШ через цилиндр при монтаже (необходимое условие для двигателей с блок-картерами).
Двутавровое сечение стержня является равноустойчивым к продольному изгибу как в плоскости качания шатуна, так и в плоскости, перпендикулярной плоскости качания. Оно также хорошо штампуется и имеет большую жёсткость при относительно малой массе. Внизу стержень шатуна должен плавно переходить в КГШ.
Стержень шатуна работает в условиях знакопеременных нагрузок по асимметричному циклу:
разрывается силами инерции ВПД масс, расположенных над расчётным сечением, достигающих максимума в процессах выпуска-впуска при положении поршня в ВМТ;
в процессе сгорания сжимается силой, равной разности силы давления газов и силы инерции.
Стержень шатуна совместно с ПГШ и верхней половиной КГШ штампуется из углеродистых или легированных сталей: 45, 40Х, 40ХН для двигателей с искровым зажиганием и 18Х2Н4МА, 40Х2Н2МА для дизелей.
В двигателях с искровым зажиганием иногда применяется литьё из перлитного чугуна. В качестве термообработки используются нормализация, закалка и отпуск. Для увеличения усталостной прочности применяется дробеструйная обработка или полировка.
- 2. Кривошипно-шатунный механизм
- 2.1. Остов двигателя
- 2.1.1. Силовые схемы
- 4. С несущим цилиндром, растягиваемым в осевом направлении силами газов (для двигателей с во)
- Картер двигателя
- 2.1.3. Гильзы цилиндров и цилиндры
- 2.1.4 Головка цилиндров
- 2.1.5. Уплотнение газового стыка
- 2.2. Поршневая группа
- 2.2.1. Поршень
- 2.2.2 Поршневой палец
- 2.2.3. Поршневые кольца
- 2.3. Шатунная группа
- 2.3.1. Поршневая головка шатуна
- 2.3.2 Стержень шатуна
- 2.3.3. Кривошипная головка шатуна
- 2.3.4. Шатунные болты
- 2.3.5. Вкладыши кривошипной головки шатуна (шатунные подшипники)
- 2.3.6. Дефекты шатуна
- 2.4. Коленчатый вал
- 2.4.1. Состав кв и назначение его элементов
- 2.4.2. Крутильные колебания кв и гасители крутильных колебаний
- 2.4.3. Носок и хвостовик коленчатого вала
- 2.4.4. Материалы и технология
- 2.4.5. Методы упрочнения коленчатого вала