2.3. Шатунная группа
Назначение
Шатун служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение КВ, а также для осуществления силового и кинематического взаимодействия между ними. В такте рабочего хода шатун передает усилие от давления газов на поршень, а при вспомогательных тактах ( впуск, сжатие, выпуск ), наоборот, от КВ к поршню.
При работе шатун совершает сложное плоскопараллельное движение: он движется возвратно-поступательно относительно оси цилиндра и качается относительно оси поршневого пальца.
Состав
К шатунной группе относятся: собственно шатун, крышка шатуна и элементы ее крепления, а также шатунные подшипники.
Условия работы
Шатун и его элементы подвергаются действию переменных нагрузок от сил давления газов и от сил инерции, либо только от сил инерции, а также испытывают монтажные и температурные напряжения.
Высокие переменные скорости относительного перемещения элементов шарнирного сочленения шатуна с поршневым пальцем и с шатунной шейкой КВ.
Требования к шатуну
Высокая прочность и жёсткость в условиях переменных нагрузок при минимальной массе.
Шатун состоит из: стержня; поршневой головки шатуна (ПГШ); кривошипной головки шатуна (КГШ); шатунных болтов; вкладышей.
Конструкция шатуна в сильной степени зависит от особенностей конструкции двигателя, особенно, если конструкция последнего многорядная.
В большинстве АТД применяются так называемые одинарные шатуны, общими чертами которых являются: неразъемная ПГШ; стержень двутаврового сечения с полками, ориентированными в плоскости, параллельной оси коленчатого вала (КВ); разъемная КГШ, крышка которой с помощью болтов соединяется со стержнем шатуна; подшипник скольжения шатунной шейки в виде двух тонкостенных вкладышей.
В V-образных АТД последовательная установка однотипных шатунов на одну шатунную шейку является наиболее простым и распространенным конструктивным решением. Хотя это приводит к увеличению длины двигателя на 10-14%, увеличивает его массу и вызывает появление дополнительных моментов, изгибающих шатунную шейку.
Другие типы шатунов: шатуны с центральным сочленением (вильчатый и внутренний) - двигатель УТД-300 (БМП); сочленение с помощью главного и прицепного шатунов - двигатель V-2 (Д-12).
- 2. Кривошипно-шатунный механизм
- 2.1. Остов двигателя
- 2.1.1. Силовые схемы
- 4. С несущим цилиндром, растягиваемым в осевом направлении силами газов (для двигателей с во)
- Картер двигателя
- 2.1.3. Гильзы цилиндров и цилиндры
- 2.1.4 Головка цилиндров
- 2.1.5. Уплотнение газового стыка
- 2.2. Поршневая группа
- 2.2.1. Поршень
- 2.2.2 Поршневой палец
- 2.2.3. Поршневые кольца
- 2.3. Шатунная группа
- 2.3.1. Поршневая головка шатуна
- 2.3.2 Стержень шатуна
- 2.3.3. Кривошипная головка шатуна
- 2.3.4. Шатунные болты
- 2.3.5. Вкладыши кривошипной головки шатуна (шатунные подшипники)
- 2.3.6. Дефекты шатуна
- 2.4. Коленчатый вал
- 2.4.1. Состав кв и назначение его элементов
- 2.4.2. Крутильные колебания кв и гасители крутильных колебаний
- 2.4.3. Носок и хвостовик коленчатого вала
- 2.4.4. Материалы и технология
- 2.4.5. Методы упрочнения коленчатого вала