logo
ЛЕКЦИЯ_КШМ

2. Кривошипно-шатунный механизм

Назначение:

  1. КШМ воспринимает давление газов, возникающих в цилиндре двигателя в результате процесса сгорания;

  2. преобразовывает возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала (КВ).

Эти две функции завершают решение сложной проблемы преобразования части тепловой энергии, выделившейся при сгорании топлива, в механическую работу.

Состав КШМ

КШМ состоит из подвижных и неподвижных деталей.

К подвижным элементам (ПЭ) относятся :

 поршневая группа (поршень, палец, поршневые кольца );  шатунная группа (шатун, крышка шатуна);  коленчатый вал (КВ);  маховик ;

К неподвижным элементам (НЭ) относятся:  цилиндр;  головка;  картер,

образующие остов двигателя.

Наличие НЭ является обязательным элементом любого механизма, т.к. механизм немыслим без направляющего звена. Стенки цилиндров служат направляющими для поршня и вместе с ним образуют замкнутую полость, без которой невозможно создание давления.

Условия работы

КШМ работает в условиях:

 переменных динамических (силовых) нагрузок, которые вызываются неравномерным движением поршня, и связанного с ним комплекта деталей, что порождает переменные по величине и направлению силы инерции, действующие вдоль оси цилиндра;

 переменных термических нагрузок, которые вызываются переменными температурами газов на различных участках цикла.

При действии на детали переменных нагрузок предельные допустимые напряжения определяются не пределом текучести, а пределом выносливости -1.

При статических нагрузках основными характеристиками прочности принято считать: е -предел упругости; т -предел текучести; в -предел прочности.