logo
Собрание пестрых дел

Калейдоскоп

Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила. И мы, осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, ибо знали – он не повторится, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас, порадовало и наших друзей.

Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игрушки (они становятся нашим прошлым), но мы не забываем счастливых минут, когда, восхищаясь, открывали для себя мир, предстающий перед нами во всем своем многообразии как узоры калейдоскопа.

В школьном возрасте во время игры у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обмениваться впечатлениями. Учитель может и должен использовать это в своей воспитательной работе с ними.

Для того, чтобы помочь ребятам войти в игру, можно использовать калейдоскоп (или какую-либо символическую трубку). Здесь будет все зависеть от того, какое вступление сделает педагог, вручая этот немного волшебный предмет ученикам.

Через маленькое отверстие этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, кадры любимых кинофильмов. Можем побывать в театре, на выставках и концертах, встретиться с интересными людьми, отправиться в путешествие, слетать на другие планеты. Калейдоскоп поможет вспомнить забавные истории и посмотреть на самих себя со стороны, когда мы находимся дома, в школе или гуляем во дворе.

Передавая калейдоскоп от ученика к ученику, в нем могут возникать разные истории, а иногда изображение как бы застывает и, поворачивая трубку, удается взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения, увидеть что-то личное, значимое для себя.

В зависимости от избранной темы, учитель первым «заглядывает» в волшебную трубку или просит это сделать кого-то из ребят (важно, чтобы первым учеником оказался тот, кто умеет свободно высказывать свое мнение в присутствии аудитории). Пример сверстника, сам калейдоскоп, занимающий руки, и возможность «спрятаться» за него (т. е. говорить как бы не от своего имени) – все это снимает психическое напряжение ребят, и они открываются друг перед другом в этом игровом напряжении.

Иногда дети все же могут останавливаться в замешательстве, не зная, кому передать эстафету. Педагог помогает такому ребенку, предлагая подойти к тому, чье мнение ему лично небезынтересно.

Передавая калейдоскоп, ученики порой увлекаются: мальчики отдают его мальчикам, а девочки – девочкам. В этом случае учителю необходимо тактично напоминать ребятам, чтобы они проявляли галантность по отношению к девочкам, а те, в свою очередь, не обходили вниманием ребят.

Впечатления, которыми делятся дети (а такая возможность должна быть предоставлена каждому), наполненные содержанием или состоящие всего лишь из одного предложения, ценны сами по себе, так как духовное усилие совершается ребенком не только в момент собственного высказывания, но и во время обдумывания суждений товарищей. Поэтому здесь неуместны такие реплики учителя как «Хорошо», «Правильно», «Неправильно», «Молодец» и т. д. Нужно также избегать и общих оценочных выводов по окончании подобных мероприятий.

Завершая калейдоскоп, следует поблагодарить всех участников за высказанные мнения, и нет ничего страшного в том, если в первый раз он «покажет» нам то, что мы еще не умеем делать (Понятно изъясняться, выслушивать других, проявлять заботу не поучая и т. д.) – это все равно будет результат: с одной стороны диагностирующий уровень воспитанности, а с другой – позволяющий планировать дальнейшую работу с детьми.