logo
Собрание пестрых дел

Социодрама

Социодрама – это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры – носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в том числе и школьника, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, - а также способность предвосхищать результаты личного выбора.

Назначение социодрамы в упражнении духовных сил школьника по осознания себя как личности в структуре общественных отношений.

Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах – формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение обусловливают легкость вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий.

Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.

Методически провести социодраму совсем не трудно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов. Первый: определяются две альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции («идея» и «антиидея»). Второй: придумывается некоторый простой сюжет (лучше – житейско-обыденного плана), через ход которого некий субъект (назовем его субъект-жертва») испытывает на себе реальные последствия выбора идеи и выбора антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два». Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц («субъект-один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), в игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-наблюдателя»; чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, растения и прочее – все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов. Четвертый: как в древнегреческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерствующего лица: «хор-один» высказывается в пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу позиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров» возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.

Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявшегося поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.

Вот картинка-схема диспозиции игры.

S1 S2

ХОР1 S- «жертва» ХОР2

S – наблюдатель

РЕФЕРИ

Сюжет проигрывается дважды и завершается двумя несхожими решениями. «Субъект-наблюдатель» имеет право по ходу разворачивающихся событий бросать реплики от имени той роли, которая ему досталась. Например, «солнце» могло бы поощрять либо осуждать выбор героя; «черный кот», следя за действующими лицами, может сообщать о своих переживаниях.

Финалом игры является выбор всех участников игры одной из позиций, они все расходятся, собираясь вокруг «субъекта-один» либо «субъекта-два». Рефери подведет итог, оценивая меру искренности играющих, раскованности и степень анализа правомерности позиций.

Дополним сказанное примерами игровых фабул.