Социодрама
Социодрама – это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры – носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.
Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в том числе и школьника, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, - а также способность предвосхищать результаты личного выбора.
Назначение социодрамы в упражнении духовных сил школьника по осознания себя как личности в структуре общественных отношений.
Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах – формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение обусловливают легкость вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий.
Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.
Методически провести социодраму совсем не трудно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов. Первый: определяются две альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции («идея» и «антиидея»). Второй: придумывается некоторый простой сюжет (лучше – житейско-обыденного плана), через ход которого некий субъект (назовем его субъект-жертва») испытывает на себе реальные последствия выбора идеи и выбора антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два». Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц («субъект-один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), в игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-наблюдателя»; чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, растения и прочее – все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов. Четвертый: как в древнегреческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерствующего лица: «хор-один» высказывается в пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу позиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров» возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.
Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявшегося поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.
Вот картинка-схема диспозиции игры.
S1 S2
ХОР1 S- «жертва» ХОР2
S – наблюдатель
РЕФЕРИ
Сюжет проигрывается дважды и завершается двумя несхожими решениями. «Субъект-наблюдатель» имеет право по ходу разворачивающихся событий бросать реплики от имени той роли, которая ему досталась. Например, «солнце» могло бы поощрять либо осуждать выбор героя; «черный кот», следя за действующими лицами, может сообщать о своих переживаниях.
Финалом игры является выбор всех участников игры одной из позиций, они все расходятся, собираясь вокруг «субъекта-один» либо «субъекта-два». Рефери подведет итог, оценивая меру искренности играющих, раскованности и степень анализа правомерности позиций.
Дополним сказанное примерами игровых фабул.
В лесу споткнулся и поранил ногу человек; мимо него проходит тот, кто считает, что помощь людям только их расслабляет, и тот, кто безусловно избирает всякую помощь человеку.
Взят велосипед и разбит в результате неосторожного обращения. Хозяин велосипеда приходит за ним. В одном случае владелец исповедует идею наказания за всякий проступок, в другом – великодушного прощения.
Начальник, собравший совещание, ожидает видеопленку с материалом для совещания. Тот, кому поручено ее привезти, опаздывает на встречу – поезд увозит пленку. Вариант позиций: «главное – дело» и «главное – добрые взаимоотношения».
За пять минут до прихода гостей хозяйка роняет блюдо на кухне. Около дверей оказывается тот, кто строго соблюдает этикет, и тот, кто полагает, что в соблюдении этикета нет никакого смысла.
- Собранье пестрых дел
- Групповое дело последнего педагога
- 30 Новых форм групповой деятельности детей Волшебный стул
- Презентация мира
- Социодрама
- Разброс мнений
- Публичная лекция
- Открытая кафедра
- Пять минут с искусством
- Защита проекта (проект-мечта)
- Философский стол
- Приглашение к чаю
- Сократовская беседа
- Дерево, посаженное тобою…
- Корзина грецких орехов
- Театр-экспромт
- Час тихого чтения
- Турнир знатоков этикета
- Дискуссионные качели
- Гостиная: поэтическая
- Интеллектуальный аукцион
- Большой Круг (Малый Круг)
- Диалог с веком
- День добрых сюрпризов
- Путешествие в свое прошлое
- Проблемы и аргументы
- Свободный разговор
- Смешинка
- Этический тренинг
- Конверт дружеских вопросов
- Выпускной ринг
- Когда говорят предметы
- Калейдоскоп
- Лукошко
- В одной связке