Сократовская беседа
О «сократовской беседе» никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по форме и кажущаяся доступной любому педагогу , «сократовская беседа» тем не менее остается далеко не доступной любому организатору групповой деятельности.
Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно производить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать у детей. «Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: «Хорошо живется на свете эгоисту» или «Всегда надо ли отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?».
Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная «разминка» - подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому, как: «Полезно ли ходить босиком по земле?» или «Всегда ли надо солить пищу?», или «Следует ли по утрам делать зарядку?», или же «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь? в какое время года? Какова мера? и т. д. – то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.
Возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.
Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного учебного класса либо параллели двух учебных групп.
Сегодня новые времена предлагают для «сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли – главное в жизни?», «Человек проявляет свое «я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозг ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость – одиночество» и другие.
- Собранье пестрых дел
- Групповое дело последнего педагога
- 30 Новых форм групповой деятельности детей Волшебный стул
- Презентация мира
- Социодрама
- Разброс мнений
- Публичная лекция
- Открытая кафедра
- Пять минут с искусством
- Защита проекта (проект-мечта)
- Философский стол
- Приглашение к чаю
- Сократовская беседа
- Дерево, посаженное тобою…
- Корзина грецких орехов
- Театр-экспромт
- Час тихого чтения
- Турнир знатоков этикета
- Дискуссионные качели
- Гостиная: поэтическая
- Интеллектуальный аукцион
- Большой Круг (Малый Круг)
- Диалог с веком
- День добрых сюрпризов
- Путешествие в свое прошлое
- Проблемы и аргументы
- Свободный разговор
- Смешинка
- Этический тренинг
- Конверт дружеских вопросов
- Выпускной ринг
- Когда говорят предметы
- Калейдоскоп
- Лукошко
- В одной связке