Час тихого чтения
«Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.
В тот день, когда проводится час тихого чтения, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммную книгу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.
Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки-памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному; но школьник успеет выбрать книгу и в школьной библиотеке, потому что она именно в это время открыта.
Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем» и «Что читали учителя». Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.
Час тихого чтения может проводиться в общешкольном масштабе или классно-групповом; в первом случае условия для его проведения создать легче; во втором случае – труднее: появляется надобность в отдельной комнате с плотной звукоизоляцией, в удобном последующем учебном расписании отдельной группы.
Прочитанное за этот «час» (его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило. Но, если педагог отдельного класса сочтет необходимым такое обсуждение, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет «хорошего» или «плохого» чтения – всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.
Час тихого чтения хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
- Собранье пестрых дел
- Групповое дело последнего педагога
- 30 Новых форм групповой деятельности детей Волшебный стул
- Презентация мира
- Социодрама
- Разброс мнений
- Публичная лекция
- Открытая кафедра
- Пять минут с искусством
- Защита проекта (проект-мечта)
- Философский стол
- Приглашение к чаю
- Сократовская беседа
- Дерево, посаженное тобою…
- Корзина грецких орехов
- Театр-экспромт
- Час тихого чтения
- Турнир знатоков этикета
- Дискуссионные качели
- Гостиная: поэтическая
- Интеллектуальный аукцион
- Большой Круг (Малый Круг)
- Диалог с веком
- День добрых сюрпризов
- Путешествие в свое прошлое
- Проблемы и аргументы
- Свободный разговор
- Смешинка
- Этический тренинг
- Конверт дружеских вопросов
- Выпускной ринг
- Когда говорят предметы
- Калейдоскоп
- Лукошко
- В одной связке