Пояснительная записка
Сборник типовых учебных программ предназначен для использования при подготовке и повышении квалификации рабочих по профессии «Парикмахер» 3-6 разрядов в условиях непрерывного профессионального обучения.
Сроки обучения:
Подготовка на 3-4 разряд – 8 месяцев.
Повышение квалификации на 5разряд – 1,5 месяца.
Повышение квалификации на 6разряд – 1,5 месяца.
Сборник содержит тарифно-квалификационную характеристику, типовой учебный план, тематические планы и программы производственного обучения и предметов: «Основы экономики», «Основы экологии», «Основы права Республики Беларусь», «Практическое использование ПЭВМ», «Основы психологии и профессиональной этики», «Материаловедение», «Основы рисунка и композиции», «Санитария и гигиена», «Охрана труда», «Моделирование и художественное оформление прически», «Декоративная косметика и грим», «Технология парикмахерских работ».
Тарифно-квалификационная характеристика составлена в соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 августа 2006 г. № 97 «О внесении изменений и дополнений в выпуск 62 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» и содержит требования к основным знаниям, умениям, навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.
Типовой учебный план является документом, обязательным для выполнения каждой учебной группой по курсовой и индивидуальной формам обучения. Указанный в нем перечень предметов, количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, консультации, экзамены, а также перечень предметов, вынесенных на экзамены, не могут быть изменены без разрешения Министерства образования Республики Беларусь.
На основании типового учебного плана и типовых учебных программ учебное заведение разрабатывает рабочие учебные планы и может разрабатывать рабочие учебные программы. В рабочих учебных планах и программах количество часов, отводимых на изучение предметов специального цикла (включая производственное обучение и производственную практику), может перераспределяться в пределах 15% предусмотренного типовым учебным планом и программами с учетом местной специфики. Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программ предметов, и последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять в пределах 15% по каждой из тем, но при обязательном условии, что программы предметов будут выполнены полностью по содержанию и общему количеству часов. Все изменения отражаются в рабочем учебном плане.
В организациях, осуществляющих профессиональную подготовку кадров по рабочим профессиям для собственных нужд организации, по заявкам других организаций, допускается (по решению учредителя) теоретическое обучение осуществлять в совмещенных кабинетах.
Данные кабинеты должны быть оснащены комплексом учебно-методической документации, наглядными пособиями, иными средствами по преподаваемым предметам. Занятия проводятся в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса. Для организации профессиональной подготовки, переподготовки рабочих необходимо иметь в наличии не менее трех кабинетов, а для повышения квалификации рабочих - не менее двух.
В типовом учебном плане указываются предметы, по которым проводятся экзамены. По другим предметам, не вынесенным на экзамены, могут проводиться зачеты.
Помимо зачетов и экзаменов преподаватели должны систематически контролировать знания путем устного опроса или проведения письменных контрольных работ.
Повторение учебного материала, зачеты и письменные контрольные работы проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение данного предмета. Поэтому преподаватели, планируя распределение часов по темам программ, должны предусматривать время на указанные виды учебной работы.
Предусмотренные типовым учебным планом время на консультации используется на групповые и индивидуальные консультации по письменным экзаменационным работам, специальным предметам типового учебного плана, выносимым на экзамены.
К концу обучения каждый обучающийся должен выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой, в соответствии с нормами и условиями, установленными на предприятии.
Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственную практику.
В связи с совершенствованием производства рабочие учебные программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах, исключая изучение устаревших технологических процессов, оборудования терминологии и стандартов.
Отзывы и замечания по совершенствованию типовых учебных программ просим направлять по адресу: 220004, г. Минск, ул. К. Либкнехта, 32. УО «Республиканский институт профессионального образования». Тел. (+375 17) 200 19 86.
- Сборник типовых учебных планов и программ
- Типовой учебный план для непрерывного профессионального обучения рабочих
- Пояснительная записка
- Типовые учебные программы для подготовки рабочих по профессии «парикмахер»
- Тарифно-квалификационная характеристика
- Программа предмета «Основы экономики»
- Содержание предмета
- Тема 1. Предмет экономики.
- Тема 2. Производство и рынок. Нормирование труда. Заработная плата.
- Тема 3. Спрос, предложение и основы ценообразования.
- Тема 4. Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь.
- Программа предмета «Основы экологии»
- Содержание предмета
- Программа предмета «Основы права Республики Беларусь»
- Содержание предмета
- Тема 1. Конституционное право
- Тема 2. Гражданское право
- Тема 3. Трудовое право
- Тема 4. Административное право
- Тема 5. Семейное право
- Тема 6. Уголовное право
- Программа предмета «Практическое использование пэвм»
- Содержание предмета
- Тема 1. Работа на пэвм
- Тема 2. Обработка информации на пэвм
- Тема 3. Телекоммуникации.
- Программа предмета «Основы психологии и профессиональной этики»
- Содержание предмета
- Тема 1. Личность. Психология заказчика.
- Тема 2. Общение. Межличностные отношения. Культура обслуживания.
- Тема 3. Конфликты, причины конфликтов и их разрешение. Взаимоотношения в трудовом коллективе.
- Тема 4. Стресс. Профилактика стресса.
- Тема 5. Эстетика внешнего облика работника службы быта.
- Программа предмета «Материаловедение»
- Содержание предмета
- Тема 1. Введение. Сырьевая база парфюмерно-косметической промышленности.
- Тема 2. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства.
- Тема 3. Средства для ухода за кожей, волосами и кожей головы.
- Тема 4. Санитарно-гигиенические средства.
- Тема 5. Средства профилактического ухода за кожей.
- Тема 6. Краски для волос.
- Тема 7. Составы для химической завивки волос.
- Тема 8. Средства для укладки волос, фиксации прически.
- Тема 9. Средства декоративной косметики.
- Тема 11. Вспомогательные материалы.
- Тема 12. Хранение материалов.
- Тема 13. Стандартизация и контроль качества продукции.
- Программа предмета «Основы рисунка и композиции»
- Содержание предмета
- Тема 1. Введение. Общие сведения о рисунке и композиции.
- Тема 2. Основы цветоведения и техники работы акварелью.
- Тема 3. Пластическая анатомия человека. Рисование головы и частей лица человека.
- Тема 4. Рисование волос.
- Тема 5. Рисование моделей стрижек и причесок с фотографий или зарисовок.
- Тема 6. Зарисовка головы человека с натуры в различных ракурсах.
- Программа предмета «Санитария и гигиена»
- Содержание предмета
- Тема 1. Сведения об анатомии и физиологии кожи, волос.
- Тема 2. Сведения по микробиологии и эпидемиологии.
- Тема 3. Болезни кожи, волос и ногтей, их профилактика.
- Тема 4. Венерические заболевания, спид. Профилактика.
- Тема 5. Гигиена и санитария производства.
- Тема 6. Первая помощь при несчастных случаях.
- Программа предмета «Охрана труда»
- Содержание предмета
- Тема 1. Производственная санитария и гигиена
- Тема 2. Инструктажи по вопросам охраны труда
- Программа предмета «Моделирование и художественное оформление прически»
- Содержание предмета
- Тема 1. История развития прически. Стиль и мода.
- Тема 2. Типы и виды причесок.
- Тема 3. Композиция прически. Силуэты. Формы.
- Тема 4. Основные этапы моделирования причесок.
- Программа предмета «Постижерное дело»
- Содержание предмета
- Тема 1. Инструмент, материалы и сырье для постижерного дела.
- Тема 2. Технология изготовления постижерных изделий.
- Тема 3. Способы и технология изготовления украшений из волос.
- Программа предмета «Декоративная косметика»
- Содержание предмета
- Тема 1. Типы кожи, их характеристика. Уход.
- Тема 2. Гигиенический массаж лица и шеи.
- Тема 3. Очищение кожи лица, шеи. Демакияж.
- Тема 4. Косметические маски.
- Тема 5. Технология дневного макияжа.
- Тема 6. Технология вечернего макияжа.
- Тема 7. Стандартизация и контроль качества парикмахерских услуг.
- Программа предмета «Технология парикмахерских работ»
- Содержание предмета
- Тема 1. История развития парикмахерского искусства.
- Тема 2. Помещение и оборудование парикмахерской.
- Тема 4. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию посетителей.
- Тема 5. Мытье и массаж головы. Лечение волос.
- Тема 6. Укладка волос.
- Тема 7. Стрижка волос.
- Тема 8. Бритье. Оформление бороды и усов.
- Тема 9. Окраска волос.
- Тема 10. Химическая завивка.
- Тема 11. Стандартизация и контроль качества парикмахерских услуг.
- Программма производственного обучения
- Содержание производственного обучения.
- 1. Обучение в учебных мастерских.
- Тема 1. Вводное занятие.
- Тема 2 . Инструктаж по технике безопасности.
- Тема 3. Экскурсия в парикмахерскую.
- Тема 4 . Освоение приемов владения парикмахерским инструментом.
- Тема 5. Освоение приемов подготовительных и заключительных работ по обслуживанию посетителей.
- Тема 6. Освоение приемов мытья головы.
- Тема 7. Освоение приемов укладки волос.
- Тема 8. Освоение приемов стрижки волос.
- Тема 9. Освоение приемов бритья.
- Тема 10. Освоение приемов окраски волос.
- Тема 11. Освоение приемов завивки волос на продолжительное время.
- Тема 12. Завивка волос горячим способом.
- Тема 13. Выполнение модельных причесок.
- 2. Производственная практика (286 часов).
- Тема 14. Ознакомление с парикмахерской.
- Тема 15. Работа на рабочем месте парикмахера.
- Типовые учебные программы для повышения квалификации рабочих по профессии «парикмахер»
- Тарифно-квалификационная характеристика
- Программа предмета «Основы экономики»
- Содержание предмета
- Тема 1. Ценообразование.
- Тема 2. Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь.
- Программа предмета «Основы экологии»
- Содержание предмета
- Тема 1. Экология как наука.
- Тема 2. Природа и общество.
- Тема 3. Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды.
- Программа предмета «Основы права Республики Беларусь»
- Содержание предмета
- Программа предмета «Практическое использование пэвм»
- Содержание предмета
- Тема 1. Работа на пэвм
- Программа предмета «Основы психологии и профессиональной этики»
- Содержание предмета
- Тема 1. Профессиональное поведение работников службы быта.
- Тема 2. Культура общения работника службы быта с заказчиком.
- Программа предмета «Материаловедение»
- Содержание предмета
- Тема 1. Средства по уходу за волосами и кожей головы.
- Тема 2. Краски для волос.
- Тема 3. Составы для завивки и укладки волос.
- Тема 4. Средства по уходу за кожей и декоративной косметики.
- Тема 5. Стандартизация и контроль качества продукции.
- Программа предмета «Санитария и гигиена»
- Содержание предмета
- Тема 1. Сведения об анатомии и физиологии кожи и волос.
- Тема 2. Болезни кожи, волос и их профилактика.
- Тема 3. Гигиена и санитария производства.
- Тема 4. Первая помощь при несчастных случаях.
- Программа предмета «Охрана труда»
- Содержание предмета
- Тема 1. Производственная санитария и гигиена
- Тема 2. Инструктажи по вопросам охраны труда
- Программа предмета «Моделирование и художественное оформление прически»
- Содержание предмета
- Тема 1. История развития прически. Стиль и мода.
- Тема 2. Типы и виды причесок.
- Тема 3. Композиция прически. Силуэты. Формы.
- Тема 4. Основные этапы моделирования причесок.
- Тема 5. Особенности моделирования причесок с учетом назначения.
- Тема 6. Разбор и апробирование новой информации.
- Программа предмета «Декоративная косметика»
- Содержание предмета
- Тема 1. Типы кожи, их характеристика. Уход.
- Тема 2. Гигиенический массаж лица и шеи.
- Тема 3. Демакияж.
- Тема 4. Технология подиумного макияжа.
- Тема 5. Технология конкурсного макияжа.
- Тема 6. Стандартизация и контроль качества парикмахерских услуг.
- Программа предмета «Технология парикмахерских работ»
- Содержание предмета
- Тема 1. Развитие парикмахерского искусства.
- Тема 2. Инструменты, аппаратура и приспособления.
- Тема 3. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию посетителей.
- Тема 4. Мытье и массаж головы. Лечение волос.
- Тема 5. Укладка волос.
- Тема 6. Стрижка волос.
- Тема 7. Окраска волос.
- Тема 8. Химическая завивка.
- Тема 9. Стандартизация и контроль качества парикмахерских услуг.
- Программма производственного обучения
- Содержание производственного обучения.
- 1. Обучение в учебных мастерских.
- Тема 1. Вводное занятие.
- Тема 2 . Инструктаж по технике безопасности.
- Тема 3. Освоение приемов укладки волос.
- Тема 4. Освоение приемов стрижки волос.
- Тема 5. Освоение приемов окраски волос.
- Тема 6. Освоение приемов завивки волос на продолжительное время.
- Тема 7. Выполнение модельных причесок.
- 2. Производственная практика (40 часов).
- Тема 8. Ознакомление с парикмахерской.
- Тема 9. Работа на рабочем месте парикмахера.
- Типовые учебные программы для повышения квалификации рабочих по профессии «парикмахер»
- Тарифно-квалификационная характеристика
- Программа предмета «Основы экономики»
- Содержание предмета
- Тема 1. Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь.
- Программа предмета «Основы экологии»
- Содержание предмета
- Тема 1. Экологическая характеристика основных видов хозяйственной деятельности.
- Тема 2. Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды.
- Программа предмета «Основы права Республики Беларусь»
- Содержание предмета
- Тема 1. Гражданское право
- Тема 2. Административное право
- Программа предмета «Практическое использование пэвм»
- Содержание предмета
- Тема 1. Обработка информации на пэвм
- Программа предмета «Основы психологии и профессиональной этики»
- Содержание предмета
- Тема 1. Культура общения работника службы быта с заказчиком.
- Тема 2. Творчество.
- Программа предмета «Материаловедение»
- Содержание предмета
- Программа предмета «Санитария и гигиена»
- Содержание предмета
- Тема 1. Сведения об анатомии и физиологии кожи и волос.
- Тема 2. Болезни кожи, волос и их профилактика.
- Тема 3. Гигиена и санитария производства.
- Тема 4. Первая помощь при несчастных случаях.
- Программа предмета «Охрана труда»
- Содержание предмета
- Тема 1. Инструктажи по вопросам охраны труда
- Программа предмета «Моделирование и художественное оформление прически»
- Содержание предмета
- Тема 1. Стиль и мода.
- Тема 2. Типы и виды причесок.
- Тема 3. Композиция прически. Силуэты. Формы.
- Тема 4. Основные этапы моделирования причесок.
- Тема 5. Особенности моделирования причесок с учетом назначения.
- Тема 6. Разбор и апробирование новой информации.
- Программа предмета «Постижерное дело»
- Содержание предмета
- Тема 1. Инструмент, материалы и сырье для постижерного дела.
- Тема 2. Способы и технология изготовления украшений из волос.
- Программа предмета «Декоративная косметика»
- Содержание предмета
- Тема 1. Демакияж. Подготовка лица к макияжу.
- Тема 2. Технология подиумного макияжа.
- Тема 3. Технология конкурсного макияжа.
- Тема 4. Стандартизация и контроль качества парикмахерских услуг.
- Программа предмета «Технология парикмахерских работ»
- Содержание предмета
- Тема 1. Развитие парикмахерского искусства.
- Тема 2. Инструменты, аппаратура и приспособления.
- Тема 3. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию посетителей.
- Тема 4. Мытье и массаж головы. Лечение волос.
- Тема 5. Укладка волос.
- Тема 6. Стрижка волос.
- Тема 7. Окраска волос.
- Тема 8. Стандартизация и контроль качества парикмахерских услуг.
- Программма производственного обучения
- Содержание производственного обучения.
- 1. Обучение в учебных мастерских.
- Тема 1. Вводное занятие.
- Тема 2 . Инструктаж по технике безопасности.
- Тема 3. Освоение приемов укладки волос.
- Тема 4. Освоение приемов стрижки волос.
- Тема 5. Освоение приемов окраски волос.
- Тема 6. Выполнение модельных причесок.
- 2. Производственная практика (40 часов).
- Тема 7. Проектирование коллекций причесок (стрижек) в соответствии со стилевым направлением костюма.
- Тема 8. Подготовка образов коллекции в соответствии со стилевым направлением костюма.
- Литература