Тематический план проведения практических занятий по модулю «Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека.»
№ | Темы практических занятий |
1. | Гигиеническая оценка воздушной среды. |
2. | Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения помещений. |
3. | Гигиеническая оценка качества питьевой воды. |
4. | Выбор источников водоснабжения. Методы улучшения качества питьевой воды. |
5. | Гигиена водоснабжения организованных коллективов в экстремальных условиях. |
6. | Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами. |
7. | Семинар по разделу «Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения» |
| Итого: |
Изучение модуля «Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека» направлено на формирование компетенций:
общекультурные:
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
готовность и способность использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);
общепрофессиональные:
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
профилактические:
способность и готовность к использованию методов оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);
способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию (ПК-12);
способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);
психолого-педагогические:
способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях (ПК-25);
способность и готовность к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, устранению вредных привычек (ПК- 26);
организационно-управленческие:
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);
способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности (ПК- 29);
научно-исследовательские
способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);
способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).
Тема занятия: Гигиеническая оценка воздушной среды.
Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по гигиенической оценке воздушной среды в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.
Цель занятия:
а) Цель изучения темы: ознакомление с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных её параметров.
б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться определять основные параметры состояния воздушной среды и давать гигиеническую оценку комплексного влияния их на человека.
Воспитательные задачи изучения темы:
развитие у студентов мышления профилактической направленности;
развитие гигиенической и экологической культуры студентов.
План изучения темы:
Проверка исходного уровня знаний
Понятие воздушной среды. Строение земной атмосферы.
Гигиеническое значение физических свойств воздуха: а) терморегуляция и пути отдачи тепла организмом; б) особенности терморегуляции детского организма; в) действие на организм температуры, влажности и подвижности воздуха; их комплексное влияние.
Микроклимат. Нормы для лечебных, жилых, учебных помещений.
Понятия: климат, погода. Их влияние на организм.
Влияние на организм атмосферного давления.
Электрическое состояние воздушной среды.
Химический состав воздуха, его влияние на организм.
Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения.
Гигиеническая характеристика воздушной среды закрытых помещений.
Методы улучшения микроклимата и состава воздуха в помещениях (отопление, вентиляция, их характеристика).
1.Гигиена (ред. Г.И.Румянцева, 2000), стр.76-103.
2.Лекция.
3.Учебно-методическое пособие кафедры.
Ознакомление с основными понятиями и положениями темы
Практическая работа «Гигиеническая оценка среды обитания человека»
Задание студентам:
После демонстрационного показа приборов по измерению физических свойств воздуха ознакомьтесь с методиками определения этих параметров в пособии.
Для закрепления материала рассчитайте в предложенных задачах фактические показатели.
3) Составьте санитарное заключение о состоянии воздушной среды в данных вариантах задач, заполнив таблицу 4.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
- Введение
- Тематический план проведения практических занятий по модулю «Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека.»
- 4. Подведение итогов занятия (тестовый контроль)
- 5. Задание на следующее занятие
- Определение направления и скорости движения воздуха.
- Современный диагностический инструментарий для определения показателей микроклимата
- Пример санитарного заключения
- Тестовый контроль по теме «Гигиеническая оценка воздушной среды».
- 4. Подведение итогов занятия
- 5. Задание на следующее занятие
- Ситуационная задача
- 16. Для оптимизации освещения помещения с видеодисплейными терминалами должны быть ориентированы на
- 2.Ознакомление с основными понятиями и положениями темы
- 3.Практическая работа «Гигиеническая оценка питьевой воды»
- 4. Подведение итогов занятия
- 5. Задание на следующее занятие
- Ситуационные задачи
- Итоговый тестовый контроль по теме
- Методы улучшения качества питьевой воды.
- 4. Подведение итогов занятия
- 5. Задание на следующее занятие Основные понятия и положения темы
- Ситуационные задачи
- Тестовый контроль по теме: «Выбор источников водоснабжения.
- 1.Проверка исходного уровня знаний
- 2.Ознакомление с основными понятиями и положениями темы
- 3.Практическая работа «Гигиена водоснабжения организованных коллективов в экстремальных условиях»
- 4. Подведение итогов занятия
- 5. Задание на следующее занятие
- Тестовый контроль по теме
- 9. К табельным средствам очистки и обеззараживания воды в полевых условиях относятся:
- 1.Проверка исходного уровня знаний
- 2.Ознакомление с основными понятиями и положениями темы
- 3.Практическая работа «Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами»
- 4. Подведение итогов занятия
- 5. Задание на следующее занятие
- Вопросы к семинарскому занятию по разделу «Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения»
- Литература
- Нормативные документы
- Содержание