logo
МАГИСТРЫ ЭКЗАМЕН сокращение

19. Методы измерения

Косвенный метод:

При реализации данного метода к мерам, используемым в качестве образцовых СИ, предъявляется ряд требований:

• Возможность воспроизведения мерой той физической величины в единицах, которой градуирована поверяемое СИ. • Достаточный диапазон измерений, производимый мерой. • Соответствие точности меры, а в ряде случаев ее типа и плавности измерения размера требований оговоренных научно-технической документацией на методы и средства поверки СИ данного типа. Как при поверке методом непосредственного сличения определение основных погрешностей проводят двумя способами: • Изменением размера меры до совмещения указателя поверяемого СИ с поверяемой отметкой, т.е. методом непосредственной оценки, или до достижения равновесия схемы, т.е. поверки приборов сравнения с последующим определением абсолютной погрешности

Прямым методом называют такой метод измерений, при котором размер проверяемой детали или отклонение размера находится непосредственно по значению меры или показаниям измерительного прибора (инструмента). Такой метод используется при измерении микрометром диаметра поршневого пальца, провисания гусеничного полотна линейкой и др. К разновидностям прямых методов измерений относятся абсолютный, относительный, нулевой и метод совпадения. Абсолютный метод характеризуется тем, что значение измеряемой величины определяют непосредственно по показанию средства измерений без каких-либо дополнительных действий оператора (мастера-диагноста) и без вычислений, кроме умножения показаний прибора на постоянный множитель или цену деления. К средствам измерений, служащим для непосредственной оценки измеряемой величины, относятся показывающие и многие самопишущие приборы (манометры, динамометры, расходомеры, жидкостные термометры, вольтметры, амперметры, потенциометры и многие другие). Преимущество абсолютного метода измерений — быстрота процесса измерения, недостаток — ограниченная точность. В настоящее время все большее распространение получают приборы с цифровым отсчетом, имеющие более высокую точность измерений по сравнению со стрелочными приборами. Относительный метод предполагает измерение разности между искомой величиной и величиной, значение которой известно. Его также называют разностным.

Контроль активный,

контроль деталей непосредственно в процессе обработки на станке или вне станка, дающий информацию о необходимости изменения режимов обработки или подналадки станка (изменение положения между инструментом и деталью). Название "активный" этот вид контроля получил по степени участия в технологическом процессе обработки. К. а. применяется главным образом при окончательной обработке деталей на шифовальных, хонинговальных станках. Отдельно выделяется подналадочный К. а., при котором измерительная информация, основанная на результатах измерения окончательно обработанной детали или группы деталей вне станка, используется для автоматической подналадки или остановки станка. Устройства для подналадочного К. а. иногда выполняют функции контрольных автоматов (см. Контроль автоматический).

К. а. может осуществляться методом косвенных измерений, когда контролируется положение элементов станка (шлифовального круга, суппорта и т. д.), определяющих размер детали, и чаще методом прямых измерений, когда контролируют непосредственно деталь.

Контроль пассивный:

Пассивные методы контроля качества не способствуют предупреждению брака, не влияют активно на уровень качества выполняемых работ. Примером такого контроля может служить контроль ровности дорожного покрытия, выполняемый при подготовке к сдаче объекта в эксплуатацию. На фактическую ровность покрытия такой метод контроля повлиять не может, но состояние ровности зафиксирует и позволит оценить качество построенного покрытия по данному показателю. Пассивные методы контроля являются в настоящее время достаточно распространенными в дорожном строительстве, но их недостатки очевидны. Затраты на ликвидацию замеченного брака могут оказаться значительными, но наибольшие потери при этом народное хозяйство имеет от невыявленного брака, от низкого качества выполненных работ, что прямо приводит к снижению прочности, надежности и сроков службы дорог, особенно дорожных одежд — самого дорогого элемента дороги.