24.Основы работы реактивного двигателя.
В основе современных мощных реактивных двигателях различных типов лежит принцип прямой реакции, т.е. принцип создания движущей силы (или тяги) в виде реакции (отдачи) струи вытекающего из двигателя "рабочего вещества", обычно - раскалённых газов. Во всех двигателях существует два процесса преобразования энергии. Сначала химическая энергия топлива преобразуется в тепловую энергию продуктов сгорания, а затем тепловая энергия используется для совершения механической работы. К таким двигателям относятся поршневые двигатели автомобилей, тепловозов, паровые и газовые турбины электростанций и т.д. Рассмотрим этот процесс применительно к реактивным двигателям. Начнем с камеры сгорания двигателя, в котором тем или иным способом, зависящим от типа двигателя и рода топлива, уже создана горючая смесь. Это может быть, например, смесь воздуха с керосином, как в турбореактивном двигателе современного реактивного самолёта, или же смесь жидкого кислорода со спиртом, как в некоторых жидкостных ракетных двигателях, или, наконец, какое-нибудь твёрдое топливо пороховых ракет. Горючая смесь может сгорать, т.е. вступать в химическую реакцию с бурным выделением энергии в виде тепла. Способность выделять энергию при химической реакции, и есть потенциальная химическая энергия молекул смеси. Химическая энергия молекул связана с особенностями их строения, точнее, строения их электронных оболочек, т.е. того электронного облака, которое окружает ядра атомов, составляющих молекулу. В результате химической реакции, при которой одни молекулы разрушаются, а другие возникают, происходит, естественно, перестройка электронных оболочек. В этой перестройке - источник выделяющейся химической энергии. Видно, что топливами реактивных двигателей могут служить лишь такие вещества, которые при химической реакции в двигателе (сгорании) выделяют достаточно много тепла, а также образуют при этом большое количество газов. Все эти процессы происходят в камере сгорания, но остановимся на реакции не на молекулярном уровне (это уже рассмотрели выше), а на "фазах" работы. Пока сгорание не началось, смесь обладает большим запасом потенциальной химической энергии. Но вот пламя охватило смесь, ещё мгновение - и химическая реакция закончена. Теперь уже вместо молекул горючей смеси камеру заполняют молекулы продуктов горения, более плотно "упакованные". Избыток энергии связи, представляющей собой химическую энергию прошедшей реакции сгорания, выделился. Обладающие этой избыточной энергией молекулы почти мгновенно передали её другим молекулам и атомам в результате частых столкновений с ними. Все молекулы и атомы в камере сгорания стали беспорядочно, хаотично двигаться со значительно более высокой скоростью, температура газов возросла. Так произошел переход потенциальной химической энергии топлива в тепловую энергию продуктов сгорания. Подобных переход осуществлялся и во всех других тепловых двигателях, но реактивные двигатели принципиально отличаются от них в отношении дальнейшей судьбы раскалённых продуктов сгорания. После того, как в тепловом двигателе образовались горячие газы, заключающие в себя большую тепловую энергию, эта энергия должна быть преобразована в механическую. Ведь двигатели для того и служат, чтобы совершать механическую работу, что-то "двигать", приводить в действие, все равно, будь то динамо-машина на просьба дополнить рисунками электростанции, тепловоз, автомобиль или самолёт.Чтобы тепловая энергия газов перешла в механическую, их объём должен возрасти. При таком расширении газы и совершают работу, на которую затрачивается их внутренняя и тепловая энергия.В случае поршневого двигателя расширяющиеся газы давят на поршень, движущийся внутри цилиндра, поршень толкает шатун, а тот уже вращает коленчатый вал двигателя. Вал связывается с ротором динамомашины, ведущими осями тепловоза или автомобиля или же воздушным винтом самолёта - двигатель совершает полезную работу. В паровой машине, или газовой турбине газы, расширяясь, заставляют вращать связанное с валом турбиной колесо - здесь отпадает нужда в передаточном кривошипно-шатунном механизме, в чем заключается одно из больших преимуществ турбины. Расширяются газы, конечно, и в реактивном двигателе, ведь без этого они не совершают работы. Но работа расширения в том случае не затрачивается на вращение вала. Связанного с приводным механизмом, как в других тепловых двигателях. Назначение реактивного двигателя иное - создавать реактивную тягу, а для этого необходимо, чтобы из двигателя вытекала наружу с большой скоростью струя газов - продуктов сгорания: сила реакции этой струи и есть тяга двигателя. Следовательно, работа расширения газообразных продуктов сгорания топлива в двигателе должна быть затрачена на разгон самих же газов. Это значит, что тепловая энергия газов в реактивном двигателе должна быть преобразована в их кинетическую энергию - беспорядочное хаотическое тепловое движение молекул должно замениться организованным их течением в одном, общем для всех направлении.Для этой цели служит одна из важнейших частей двигателя, так называемое реактивное сопло. К какому бы не все в там правда типу не принадлежал тот или иной реактивный двигатель, он обязательно снабжен соплом, через которое из двигателя наружу с огромной скоростью вытекают раскалённые газы - продукты сгорания топлива в двигателе. В одних двигателях газы попадают в сопло сразу же после камеры сгорания, например, в ракетных или прямоточных двигателях. В других, турбореактивных, - газы сначала проходят через турбину, которой отдают часть своей тепловой энергии. Она расходует в этом случае для приведения в движение компрессора, служащего для сжатия воздуха перед камерой сгорания. Но, так или иначе, сопло является последней частью двигателя - через него текут газы, перед тем как покинуть двигатель. Реактивное сопло может иметь различные формы, и, тем более, разную конструкцию в зависимости от типа двигателя. Главное заключается в той скорости, с которой газы вытекают из двигателя. Если эта скорость истечения не превосходит скорости, с которой в вытекающих газах распространяются звуковые волны, то сопло представляет собой простой цилиндрический или суживающий отрезок трубы. Если же скорость истечения должна превосходить скорость звука, то соплу придается форма расширяющейся трубы или же сначала суживающейся, а за тем расширяющейся (сопло Лавля). Только в трубе такой формы, как показывает теория и опыт, можно разогнать газ до сверхзвуковых скоростей, перешагнуть через "звуковой барьер".
- Цикл опд
- 1. Режим течения жидкости (ламинарное, турбулентное)
- 2.Понятие Теплопроводности
- 3.Виды теплообмена
- 5.Понятие теплоемкости, энтальпии и энтропии
- 6.Цикл Карно.
- Кпд тепловой машины Карно
- Связь между обратимостью цикла и кпд
- 7.Цикл Брайтона
- 9. Методы тепловой защиты поверхностей.
- 10. Лучистый теплообмен
- 11.Понятие теплопередачи и теплоотдачи
- 12. Сопротивление трения и давления
- 13.Понятие о пограничном слое.
- 14.Волновое сопротивление
- 15. Циклы: идеальные и реальные, прямые и обратные Идеальный цикл Карно.
- 16. Типы политропных процессов.
- 17. Свойства идеального газа
- 18.Позиционные и метрические задачи
- 19. Основные аксонометрические проекции
- 20. Изображение и обозначение резьбы
- 22. Оформление рабочих чертежей
- 23. Нанесение размеров на чертеже.
- 24.Обозначение допусков и посадок на чертежах. Гост 2.320-82 Правила нанесения размеров, допусков и посадок конусов
- 2. Нанесение предельных отклонений размеров и допусков конусов
- 3. Нанесение размеров и посадок на конических соединениях
- 25. Понятие механических напряжений в конструкции ла
- 26. Запас прочности
- 27.Сертификация акт.
- 28. Коррозия металлов и способы защиты от нее
- 29.Понятие растяжение-сжатие и чистого сдвига
- 30. Понятие кручения и изгиба.
- Информатика
- 1. Понятие информации (формы, свойства, разновидности)
- Свойства информации
- 2. Общая характеристика сбора, передачи, обработки, накопления информации.
- 3.Технические средства реализации информационных технологий.
- 4.Программные средства реализации информационных процессов
- Алгоритм
- 6. Классификация языков программирования.
- 7.Базы данных: назначение, функции
- 8. Локальные сети эвм
- 9. Глобальные сети эвм.
- 10. Методы и средства обеспечения безопасности информации:
- 11. Антивирусная защита эвм
- 12 . Математическая модель
- 13.Твёрдотельное моделирование.
- 14.Основные типы трехмерных геометрических моделей
- 15. Архитектура и состав эвм
- 16. Требования к математическим моделям.
- 17. Виды обеспечения сапр
- 18. Calls- технологии в жизненном цикле изелия
- 19. Типы данных
- 20. Основные офисные компьютерные технологии
- 21. Программное обеспечение инженерного анализа
- 22. Периферийное оборудование эвм
- 23. Устройства ввода-вывода информации.
- 24.Устройства накопления и хранения информации
- 25. Архивирование информации
- 26. Система счисления
- 27.Классфикация эвм.
- Аналоговые эвм -не цифровые эвм, обрабатывают информацию не в дискретной, а в непрерывной форме (чаще электрический ток).
- 28.Каналы передачи данных
- 29. Интернет технологии
- 30.Основные операции с данными.
- Технология
- 1. Конструкционные материалы используемые в акт
- 3.Выбор заготовки и методы их получения
- 4. Обработка поверхностей тел вращения: точение
- 5. Обработка поверхностей тел вращения: шлифование
- 6. Обработка отверстий: сверление, растачивание, зенкерование, развертывание.
- 7. Обработка плоских поверхностей: фрезерование, шлифование, протягивание
- 8. Методы получения наружней и внутренне резьбы
- 9. Обработка корпусных деталей.
- 10. Методы литья деталей.
- 11. Заготовительно-штамповочные процессы
- 12. Сварка и пайка
- 13. Методы контроля качества деталей.
- 14. Влияние технологии обработки материалов на живучесть изделия
- 15. Методы термической обработки
- Виды термической обработки
- Примеры
- 16. Формирование защитных покрытий
- 17. Проблемы экономичности и экологичности тех проц.
- 18. Средства измерения и контроля Основные факторы, влияющие на их выбор
- 19. Методы измерения
- 20. Виды размеров. Предельные отклонения. Понятия о допусках и посадках.
- 21.Размерные цепи
- 22. Основные деффекты при изготовлении акт
- 23. Основные деффекты при использовании акт
- 24. Факторы, влияющие на выбор материала
- 25.Средства технологического оснащения производства
- 26. Понятие шероховатости и методы ее измерения
- 27.Виды производства Единичное производство
- Серийное производство
- Массовое производство
- 28.Понятие надежности изделия
- 29.Структура технологического процесса
- 30. Методы неразрушающего контроля
- Конструкция
- 1. Типы ла
- 2. Основные типы дла
- 3.Основные способы создание подъемных сил ла
- 4. Компановка ла
- Компоновочные схемы
- Фюзеляж
- 5. Стадии (этапы) проектирования изделий техники
- 6.Основные принципы работы сверхзвукового сопла.
- 8. Основные компоненты топлив
- 11. Сравнительная характеристика насосной и вытеснительной системы подачи топлива
- 14. Компоновка рд
- Двухконтурный турбореактивный двигатель
- 16. Силы, действующие на ла в полете.
- 17.Основные показатели качества изделий акт
- 18. Состав конструкторской документации
- 19.Силовые элементы ла.
- 20.Стадии жизненного цикла изделия.
- 22. Основные виды разъемных соединений
- 24.Основы работы реактивного двигателя.
- 25. Опасные и вредные факторы полёта акт
- 26. Массовые и габаритные характеристики изделий акт
- 27.Основные задачи, решаемые авиа-космической техникой.
- Рынки сбыта
- Особенности авиационно-космической промышленности
- 29. Подшипниковые узлы
- 30. Назначение и типы редукторов
- Типы редукторов