13.Понятие о пограничном слое.
Пограничный слой, область течения вязкой жидкости (газа) с малой по сравнению с продольными размерами поперечной толщиной, образующаяся у поверхности обтекаемого твёрдого тела или на границе раздела двух потоков жидкости с различными скоростями, температурами или химическим составом. Пограничный слой характеризуется резким изменением в поперечном направлении скорости (динамический пограничный слой), или температуры (тепловой, или температурный, пограничный слой), или же концентраций отдельных химических компонентов (диффузионный, или концентрационный, пограничный слой). На формирование течения в пограничном слое основное влияние оказывают вязкость, теплопроводность и диффузионная способность жидкости (газа). Внутри динамического пограничного слоя происходит плавное изменение скорости от её значения во внешнем потоке до нуля на стенке (вследствие прилипания вязкой жидкости к твёрдой поверхности). Аналогично внутри пограничного слоя плавно изменяются температура и концентрация. Режим течения в динамическом пограничном слое зависит от Рейнольдса числа Re и может быть ламинарным или турбулентным. При ламинарном режиме отдельные частицы жидкости (газа) движутся по траекториям, форма которых близка к форме обтекаемого тела или условной границы раздела между двумя жидкими (газообразными) средами. При турбулентном режиме в пограничном слое на некоторое осреднённое движение частиц жидкости в направлении основного потока налагается хаотическое, пульсационное движение отдельных жидких конгломератов. В результате интенсивность переноса количества движения, а также процессов тепло- и массопереноса резко увеличиваются, что приводит к возрастанию коэффициента поверхностного трения, тепло- и массообмена. Значение критического числа Рейнольдса, при котором происходит переход в пограничный слой ламинарного течения в турбулентное, зависит от степени шероховатости обтекаемой поверхности, уровня турбулентности внешнего потока, Маха числа М и некоторых др. факторов. При этом переход ламинарного режима течения в турбулентный с возрастанием Re происходит в пограничном слое не внезапно, а имеется переходная область, где попеременно чередуются ламинарный и турбулентный режимы. Толщина d динамического Пограничного слоя определяется как то расстояние от поверхности тела (или от границы раздела жидкостей), на котором скорость в пограничном слое можно практически считать равной скорости во внешнем потоке. Значение d зависит главным образом от числа Рейнольдса, причём при ламинарном режиме течения d ~ l×Re-0.5, а при турбулентном — d ~ l×Re-0.2, где l — характерный размер тела. Развитие теплового пограничного слоя определяется, помимо числа Рейнольдса, также Прандтля числом, которое характеризует соотношение между толщинами динамического и теплового пограничного слоя. Соответственно на развитие диффузионного пограничного слоя дополнительное влияние оказывает диффузионное число Прандтля, или Шмидта число. При больших скоростях внешнего потока газа внутри пограничного слоя происходит переход кинетической энергии молекул в тепловую, вследствие чего локальная температура газа увеличивается. В случае теплоизолированной поверхности температура газа в пограничном слое может приближаться к температуре торможения , где Te температура газа вне пограничного слоя, k = cp/cv — отношение теплоёмкостей при постоянном давлении и постоянном объёме. Характер течения в пограничном слое оказывает решающее влияние на отрыв потока от поверхности обтекаемого тела. Причина этого заключается в том, что при наличии достаточно большого положительного продольного градиента давления кинетическая энергия заторможенных в пограничном слое частиц жидкости становится недостаточной для преодоления сил давления, течение в Пограничном слое теряет устойчивость и возникает т. н. отрыв потока. При очень больших числах Рейнольдса толщина пограничного слоя очень мала по сравнению с характерными размерами тела. Поэтому почти во всей области течения, за исключением тонкого пограничного слоя, влияние сил вязкости несущественно по сравнению с инерциальными силами, и жидкость в этой области можно рассматривать как идеальную. Одновременно вследствие малой толщины пограничного слоя давление в нём в поперечном направлении можно практически считать постоянным. В результате весьма эффективным оказывается такой метод изучения обтекания тел потоком жидкости (газа), когда всё поле течения разбивается на 2 части — область течения идеальной жидкости и тонкий пограничный слой у поверхности тела. Течение в первой области изучается с помощью уравнений движения идеальной жидкости, что позволяет определить распределение давления вдоль поверхности тела; тем самым определяется и давление в пограничном слое. Течение внутри пограничного слоя рассчитывается после этого с учётом вязкости, теплопроводности и диффузии, что позволяет определить поверхностное трение и коэффициент тепло- и массообмена. Однако такой подход оказывается неприменимым в явном виде в случае отрыва потока от поверхности тела. Он неприменим и при малых Re, когда влияние вязкости распространяется на довольно большие расстояния от поверхности тела.
- Цикл опд
- 1. Режим течения жидкости (ламинарное, турбулентное)
- 2.Понятие Теплопроводности
- 3.Виды теплообмена
- 5.Понятие теплоемкости, энтальпии и энтропии
- 6.Цикл Карно.
- Кпд тепловой машины Карно
- Связь между обратимостью цикла и кпд
- 7.Цикл Брайтона
- 9. Методы тепловой защиты поверхностей.
- 10. Лучистый теплообмен
- 11.Понятие теплопередачи и теплоотдачи
- 12. Сопротивление трения и давления
- 13.Понятие о пограничном слое.
- 14.Волновое сопротивление
- 15. Циклы: идеальные и реальные, прямые и обратные Идеальный цикл Карно.
- 16. Типы политропных процессов.
- 17. Свойства идеального газа
- 18.Позиционные и метрические задачи
- 19. Основные аксонометрические проекции
- 20. Изображение и обозначение резьбы
- 22. Оформление рабочих чертежей
- 23. Нанесение размеров на чертеже.
- 24.Обозначение допусков и посадок на чертежах. Гост 2.320-82 Правила нанесения размеров, допусков и посадок конусов
- 2. Нанесение предельных отклонений размеров и допусков конусов
- 3. Нанесение размеров и посадок на конических соединениях
- 25. Понятие механических напряжений в конструкции ла
- 26. Запас прочности
- 27.Сертификация акт.
- 28. Коррозия металлов и способы защиты от нее
- 29.Понятие растяжение-сжатие и чистого сдвига
- 30. Понятие кручения и изгиба.
- Информатика
- 1. Понятие информации (формы, свойства, разновидности)
- Свойства информации
- 2. Общая характеристика сбора, передачи, обработки, накопления информации.
- 3.Технические средства реализации информационных технологий.
- 4.Программные средства реализации информационных процессов
- Алгоритм
- 6. Классификация языков программирования.
- 7.Базы данных: назначение, функции
- 8. Локальные сети эвм
- 9. Глобальные сети эвм.
- 10. Методы и средства обеспечения безопасности информации:
- 11. Антивирусная защита эвм
- 12 . Математическая модель
- 13.Твёрдотельное моделирование.
- 14.Основные типы трехмерных геометрических моделей
- 15. Архитектура и состав эвм
- 16. Требования к математическим моделям.
- 17. Виды обеспечения сапр
- 18. Calls- технологии в жизненном цикле изелия
- 19. Типы данных
- 20. Основные офисные компьютерные технологии
- 21. Программное обеспечение инженерного анализа
- 22. Периферийное оборудование эвм
- 23. Устройства ввода-вывода информации.
- 24.Устройства накопления и хранения информации
- 25. Архивирование информации
- 26. Система счисления
- 27.Классфикация эвм.
- Аналоговые эвм -не цифровые эвм, обрабатывают информацию не в дискретной, а в непрерывной форме (чаще электрический ток).
- 28.Каналы передачи данных
- 29. Интернет технологии
- 30.Основные операции с данными.
- Технология
- 1. Конструкционные материалы используемые в акт
- 3.Выбор заготовки и методы их получения
- 4. Обработка поверхностей тел вращения: точение
- 5. Обработка поверхностей тел вращения: шлифование
- 6. Обработка отверстий: сверление, растачивание, зенкерование, развертывание.
- 7. Обработка плоских поверхностей: фрезерование, шлифование, протягивание
- 8. Методы получения наружней и внутренне резьбы
- 9. Обработка корпусных деталей.
- 10. Методы литья деталей.
- 11. Заготовительно-штамповочные процессы
- 12. Сварка и пайка
- 13. Методы контроля качества деталей.
- 14. Влияние технологии обработки материалов на живучесть изделия
- 15. Методы термической обработки
- Виды термической обработки
- Примеры
- 16. Формирование защитных покрытий
- 17. Проблемы экономичности и экологичности тех проц.
- 18. Средства измерения и контроля Основные факторы, влияющие на их выбор
- 19. Методы измерения
- 20. Виды размеров. Предельные отклонения. Понятия о допусках и посадках.
- 21.Размерные цепи
- 22. Основные деффекты при изготовлении акт
- 23. Основные деффекты при использовании акт
- 24. Факторы, влияющие на выбор материала
- 25.Средства технологического оснащения производства
- 26. Понятие шероховатости и методы ее измерения
- 27.Виды производства Единичное производство
- Серийное производство
- Массовое производство
- 28.Понятие надежности изделия
- 29.Структура технологического процесса
- 30. Методы неразрушающего контроля
- Конструкция
- 1. Типы ла
- 2. Основные типы дла
- 3.Основные способы создание подъемных сил ла
- 4. Компановка ла
- Компоновочные схемы
- Фюзеляж
- 5. Стадии (этапы) проектирования изделий техники
- 6.Основные принципы работы сверхзвукового сопла.
- 8. Основные компоненты топлив
- 11. Сравнительная характеристика насосной и вытеснительной системы подачи топлива
- 14. Компоновка рд
- Двухконтурный турбореактивный двигатель
- 16. Силы, действующие на ла в полете.
- 17.Основные показатели качества изделий акт
- 18. Состав конструкторской документации
- 19.Силовые элементы ла.
- 20.Стадии жизненного цикла изделия.
- 22. Основные виды разъемных соединений
- 24.Основы работы реактивного двигателя.
- 25. Опасные и вредные факторы полёта акт
- 26. Массовые и габаритные характеристики изделий акт
- 27.Основные задачи, решаемые авиа-космической техникой.
- Рынки сбыта
- Особенности авиационно-космической промышленности
- 29. Подшипниковые узлы
- 30. Назначение и типы редукторов
- Типы редукторов