logo
Теория

8. Планировка участков сборочно-сварочного цеха

Структура и компоновка участков сборочно-сварочных цехов зависят от серийности производства сварных конструкций, кото­рая определяется годовым объемом выпуска деталей.

При проектировании сборочно-сварочного цеха в качестве ос­новного показателя принимают его проектную производственную мощность.

Опыт проектирования сварочных цехов включает в себя при­менение ряда типовых схем планировок.

Для мелкосерийного и серийного производства относительно несложных металлоконструкций при небольшой и устойчивой номенклатуре нашла применение схема цеха с продольным на­правлением производственного потока.

Из пролетов заготовительного производства заготовки посту­пают на склад комплектации (промежуточный склад), откуда ском­плектованными по заказам они могут выдаваться в один из про­летов сборки и сварки узлов. Готовые сварные узлы по­ступают на участки сборки и сварки конструкций, а после завер­шения изготовления — на склад готовой продукции или на даль­нейшую сборку, установку оборудования, отделку.

Преимуществом рассмотренного варианта планировки являются простота и ясность схемы грузопотоков, совпадающих с направ­лением технологического потока, отсутствие возвратных переме­щений грузов.

Другим характерным примером типовой планировки является схема цеха для крупносерийного производства сложных однотип­ных сварных конструкций.

Основным отличием этой схемы планировки от предыдущей является расположение производства общей сборки конструкций в пролете, поперечном по отношению к пролетам заготовитель­ного производства и пролетам сборки и сварки узлов.

Схема цеха облегчает решение транспортных проблем в условиях крупносерийного и массового производства, а также в условиях поточных, автоматизированных и роботизированных технологических линий, включающих опе­рации заготовительного производства и механической обработки узлов после сварки. Промежуточный склад заготовок, перенесен­ный к пролету общей сборки, в котором может размещаться глав­ный сборочный конвейер, позволяет создать необходимый запас узлов и деталей для обеспечения непрерывной работы пролета общей сборки при возможных перерывах в работе других пролетов.

Для облегчения перехода на новые виды и модели выпускаемых металлоконструкций при разработке технологических планировок сварочных цехов целесообразно закладывать некоторые резервные площади. Это, хотя и ведет к увеличению стоимости строитель­ства, но значительно расширяет возможности предприятия, особен­но в тех отраслях, где необходимо частое обновление продукции.