12. Технология изготовления рам
Рамы представляют собой объемную пространственную конструкцию, предназначенную для соединения отдельных деталей и механизмов в единый агрегат. Одно из главных требований, предъявляемых к рамам,— жесткость конструкции. Поэтому входящие в состав сварной рамы балочные заготовки соединяют друг с другом жестко либо непосредственно, либо с помощью вспомогательных элементов жесткости. Размеры рам и их конструктивное оформление весьма разнообразны, поэтому различны и методы получения балок для рам. Например, в тяжелом машиностроении рамы клетей мощных прокатных станов собирают и сваривают из балочных заготовок в виде массивных стальных отливок. В рамах тележек железнодорожного подвижного состава нередко наиболее сложные элементы выполняют в виде стальных отливок с относительно тонкими стенками. Рамы тележек испытывают многократное воздействие динамических нагрузок, поэтому их конструктивное оформление и технология сборки и сварки должны обеспечивать в этих условиях минимальную концентрацию напряжений.
Серийный выпуск рам значительных размеров имеет место в производстве транспортных конструкций (вагонов, локомотивов, автомобилей). Характерным примером является рама полувагона, представляющая собой систему жестко соединенных балок: продольной хребтовой и восьми поперечных (передних, шкворневых и промежуточных). Сечение хребтовой балки составляют два элемента 2-образного профиля и двутавр. Общей сборке рамы предшествует сборка и сварка этих балок. Прямолинейность хребтовой балки обеспечивают компенсацией деформаций изгиба от сварки продольных швов путем создания предварительного обратного прогиба, задаваемого сборочным приспособлением и фиксируемого постановкой прихваток.
Поперечные балки также собирают до общей сборки. Сборку рамы полувагона осуществляют в перевернутом положении. В приспособление последовательно устанавливают все поперечные балки, а затем последней опускают хребтовую балку, заводя ее между вертикальными листами поперечных балок до опирания элемента 2-образного профиля на верхние горизонтальные листы этих балок. Общую сварку собранной на прихватках рамы выполняют в кантователе.
В серийном производстве рамных конструкций в зависимости от числа изделий одного типоразмера сборочно-сварочная оснастка может быть либо переналаживаемой, либо специализированной. Например, серийное производство мостовых кранов предусматривает широкую номенклатуру типоразмеров при небольшом числе каждого изделия.
На рис. 8.6 показана рама вертикальной клети прокатного стана, составленная из четырех литых заготовок. Места стыков выбраны из условия симметрии сварочных деформаций и относительной простоты формы каждого элемента. Сложное очертание двутаврового сечения в месте стыка заменено сплошным (сечения А—А, Б—Б) в целях удобства выполнения его электрошлаковой сваркой пластинчатыми электродами. После электрошлаковой сварки рама проходит термообработку для улучшения механических свойств сварных соединений и снятия остаточных напряжений. Необходимая точность размеров готовой рамы обеспечивается последующей механической обработкой.
- 1. Классификация сварных конструкций
- 2. Основные способы изготовления сварных конструкций сваркой плавлением
- 3. Технические условия на изготовление сварных конструкций
- 4. Технологичность изготовления сварных конструкций
- 5.Общие принципы проектирования технологических процессов сварки
- 6. Порядок разработки технологического процесса изготовления сварных конструкций
- 7.Задачи проектирования сварочного производства
- 8. Планировка участков сборочно-сварочного цеха
- 9. Классификация и общие требования к сборочно-сварочным приспособлениям
- 10 Технологические особенности изготовления сварных конструкций из разных материалов
- 11. Технология изготовления балок двутаврового и коробчатого сечения
- 12. Технология изготовления рам
- 13. Рулонирование листовых конструкций
- 14Технологические особенности изготовления цилиндрических резервуаров
- 15. Изготовление и монтаж сферических резервуаров
- 16 Изготовление тонкостенных сосудов
- 17 Изготовление толстостенных сосуд
- 18 Сборка и сварка технологических трубопроводов
- 19 Технология сварки магистральных трубопроводов
- 20. Особенности изготовления корпусов судов
- 21. Технология изготовления крупных деталей машиностроения в мелкосерийном производстве
- 22 Изготовление деталей машиностроения в серийном и крупносерийном производстве
- 23 Виды емкостей и резервуаров
- 24 Требования к технологии изготовления сосудов, работающих под давлением
- 25 Структура сборочно-сварочного цеха
- 26. Изготовление сварных труб
- 27. Типовые специализированные сборочно-сварочные приспособления
- 28. Выбор видов и параметров режима термической обработки сварных конструкций
- 29 Материалы для изготовления сварных конструкций
- 30. Детали для изготовления сварных конструкций