Смазочные материалы
В настоящее время для смазки машин применяются в основном лишь минеральные масла - продукты перегонки нефти. Из растительных может применяться только касторовое масло, обладающее очень высокими смазывающими свойствами; другие растительные масла окисляются и для смазки не годятся. Смазочные материалы разделяются на жидкие, консистентные и твердые. Желательно применять, по возможности, жидкие масла со смазкой окунанием в масляную ванну. При весьма высоких угловых скоростях вращения деталей (свыше 5000 об/мин) применяют подачу жидкой смазки форсунками под давлением, так как при таких скоростях начинают сильно возрастать гидравлические потери на взбалтывание масла. Консистентную смазку применяют в отдельных точках, где нельзя организовать масляную ванну. Количество точек смазки в машинах должно бить минимальным, иначе усложняется их техническое обслуживание. Твердые смазки содержат графит и применяются при очень больших давлениях и малых скоростях относительного перемещения смазываемых деталей, например, для смазки листовых рессор.
Основной характеристикой жидких смазок, которая определяет их применение, является вязкость. Различают абсолютную или динамическую вязкость, которая выражает сопротивление сдвигу молекулярных слоев жидкости и относительную или кинематическую вязкость, которая характеризуется временем истечения жидкости через калиброванное отверстие при определенной температуре (50 или 100°С).
=
где - удельный вес масла, который можно принимать равным 0,9;
- абсолютная вязкость в сантипаузах (спз);
- относительная вязкость в сантистоксах (сст).
Вязкость масел очень сильно изменяется с изменением температуры: с повышением температуры масло становится жидким и теряет смазывающие свойства, а с понижением оно сильно густеет, создавая дополнительные сопротивления вращению и затрудняя пуск машин. Оптимальной можно считать температуру масла 50 - 70°С. При более высоких температурах масла должны содержать специальные присадки.
Все сорта масел нормализованы по ГОСТ, различаются по назначению.
К маслам универсального назначения относятся так называемые индустриальные масла разных марок, например, индустриальное масло - 50 (вязкость 50 сст при 50°С).
Широкое распространение получили автотракторные масла: автолы, дизельные, нигролы, гипоидные. Первые два сорта масла - для смазки двигателей, вторые - для трансмиссий.
Авиамасла подобны автотракторным, но отличаются лучшим качеством очистки.
Кроме того, широко применяются другие типы масел: турбинные, веретенные, сепараторные. Общее соображение по применению масел вытекает из гидродинамической теории смазки: чем выше скорости, тем меньше должна быть вязкость масла; при сверхвысоких скоростях даже воздух является смазкой и создает жидкостное трение.
- Конспект лекций по курсу детали машин
- Глава I сварные соединения
- Применение различных: видов сварки
- Типы сварных швов и их расчет
- 1. Стыковой шов
- 2. Швы внахлестку.
- Расчет швов:
- 3. Угловые и тавровые швы
- Расчет тавровых швов:
- Выбор допускаемых напряжений
- Глава II
- Сравнение крепежных и силовых резьб
- 3. По числу заходов нарезки
- 4. Цилиндрические и конусные резьбы
- 5. Метрические и дюймовые резьбы
- Элементы крепежных соединений
- Силовые зависимости в резьбовом соединении
- А) зависимость между осевой силой и крутящим моментом на оси винта иди гайки при завинчивании
- Б) определение кпд резьбы
- Расчет ненапряженных болтов (винтов)
- 2. Расчет напряженных болтов при нагрузке центральной осевой силой
- 3.Расчет болтов при нагрузке поперечной сдвигающей силой
- Вариант б - призонные (плотные) болты или штифты, втулки, шпонки (б), (в)
- 4А. Расчет болтов крепления крышек резервуаров с внутренним давлением
- 5. Расчет болтов при внецентренно приложенной силе
- Резьбовые соединения, работающие при циклических нагрузках
- Допускаемые напряжения в болтах и винтах
- Передача "винт-гайка"
- Шпоночные соединения
- Расчет ненапряженных шпоночных соединений
- Шлицевые соединения
- Расчет шлицевых соединений
- 2.4 Соединение посадкой на конус
- 2. 5.2. Расчет на прочность
- Глава III
- Классификация передач
- Зубчатые передачи получили наибольшее распространение в машиностроении благодаря следующим достоинствам:
- Червячные передачи
- Цепные передачи
- Ременные передачи
- Фрикционные передачи
- Принцип действия и
- 4.7. Особенности расчета косозубых и шевронных цилиндрических передач
- Глава V Червячные передачи
- Глава VI валы и оси
- Расчет валов на прочность
- Предварительный расчет валов
- Уточненный расчет валов
- Определение допускаемых напряжений изгиба в валах
- Расчет валов на жесткость
- Глава VII подшипники
- Основы гидродинамической теории смазки
- Подшипники скольжения Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения
- Смазочные материалы
- Антифрикционные материалы
- Конструктивные типы подшипников скольжения
- Условный расчет подшипников скольжения
- Подшипники качения
- Обозначения
- Глава VIII ременные передачи
- Конструктивные типы ремней
- Сравнение плоских и клиновых ремней по тяговой способности
- Устройства для натяжения ремня
- Расчетные геометрические зависимости в ременной передаче
- Упругое скольжение ремня
- Силы, действующие в ременной передаче
- Коэффициент тяги и кривые скольжения ремня
- Напряжения в ремне и их круговая эпюра
- Расчет ременных передач до тяговой способности
- Глава IX фрикционные передачи
- Геометрическое скольжение
- Вариаторы
- Основания для расчета фрикционных передач и вариаторов
- Глава X цепные передачи
- Силы, действующие в цепной передаче
- Расчет (подбор) цепи
- Глава XI муфты приводов
- Классификация и назначение муфт
- 4. Центробежные.
- 5. Обгонные (автологи).
- Расчет дисковой фрикционной муфты
- Расчет конусной фрикционной муфты
- Глава xіі