Подшипники качения
а) классификация и область применения подшипников качения
1. Шариковый радиальный - самый массовый, распространенный и дешевый тип. Воспринимает радиальные и небольшие осевые нагрузки (до 70% от неиспользованной радиальной). Применять следует везде, где это возможно.
Рис. 46
2. Шариковый сферический - самоустанавливающийся тип. Воспринимает радиальные и незначительные осевые нагрузки (до 20% от неиспользованной радиальной). Применяется там, где оси опор смежны или при гибких длинных валах, имеющих большой прогиб.
3. Шариковый радиально-упорный. Воспринимает радиальные и значительные осевые нагрузки. Имеет глубокие канавки; разъемный - устанавливается попарно. Применяется там, где осевые нагрузки сравнительно велики.
4. Роликовый цилиндрический - воспринимает только радиальные, но, благодаря линейному контакту, большие по величине нагрузки. Применяется там, где нет осевых нагрузок.
5. Роликовый сферический - воспринимает очень большие радиальные и довольно большие осевые нагрузки. Самоустанавливающийся тип. Применяется там же, где тип (2), но при больших нагрузках.
6. Роликовый конический - воспринимает большие радиальные и большие осевые нагрузки, универсальный, разъемный тип подшипника. Рекомендуется, в частности, для конических зубчатых передач. Устанавливается попарно, при износе регулируется осевой зазор, для чего под фланцами крышек предусматривается набор регулировочных прокладок или устанавливаются регулировочные гайки.
7. Роликовый с витыми роликами (тип ХАЯТ) - воспринимает только радиальные нагрузки, хорошо сопротивляется удару благодаря упругим роликам, изготовленным из плотно навитой проволоки прямоугольного сечения. Не обладает высокой точностью, поэтому применяется для тихоходных валов грубой центровки.
8. Игольчатой - воспринимает только радиальные нагрузки. Отличается очень малыми радиальными габаритами, может работать без одной обоймы или вообще без обойм, не имеет сепаратора, иголки укладываются вплотную одна к другой. Предельное число оборотов меньше, чем у других подшипников.
9. Шариковый упорный - воспринимает только осевые нагрузки. Устанавливается в паре с другим подшипником, воспринимающим радиальную нагрузку.
б) материал и термообработка подшипников качения
Обоймы (кольца) подшипников и тела качения изготавливаются из высокохромистой и высокоуглеродистой стали типа ШХ-15 с закалкой до весьма высокой твердости HRC = 50-66. Сталь этого типа после закалки приобретает очень высокие механические свойства, не становясь при этом хрупкой.
в) точность изготовления и посадки подшипников качения
Кольца и тела качения изготавливаются по 1-му классу точности и выше. Обычные подшипники имеют нормальную точность - 0 (знак не выбивается); для повышенных и высоких скоростей применяются более высокие точности изготовления: 6 - повышенная, 4 - высокая,
2 - сверхвысокая (знак выбивается на торцах колец). Стоимость высокоточных подшипников намного превосходит стоимость нормальных.
Для установки подшипников на шейках валов и в корпусе применяются посадки промежуточного типа:
если вращается вал, то на валу – m6 или k6 или js6, а в корпусе – H6 или H7 ;
если вращается корпус, а вал (ось) неподвижны, то на валу – h6 или h8 , а в корпусе – M7 или K7 или Js 7.
Более тугие посадки затрудняют монтаж и демонтаж подшипников и могут служить причиной защемления тел качения, поэтому не могут быть рекомендованы; более свободные посадки не обеспечивают удержания от вращения подшипниковых колец.
г) система обозначения подшипников качения
На один и тот же диаметр шейки вала предусматривается несколько серий подшипников, которые отличаются размерами колец и тел качения и соответственно величиной воспринимаемых нагрузок.
В пределах каждой серии подшипники равных типов взаимозаменяемы в мировом масштабе. В стандартах указываются: номер подшипника, размеры, вес, предельное число оборотов, статическая нагрузка и коэффициент работоспособности.
Серии:
1. Особо легкая.
2. Легкая.
3. Средняя.
4. Тяжелая.
5. Легкая широкая.
6. Средняя широкая.
Рис. 47
- Конспект лекций по курсу детали машин
- Глава I сварные соединения
- Применение различных: видов сварки
- Типы сварных швов и их расчет
- 1. Стыковой шов
- 2. Швы внахлестку.
- Расчет швов:
- 3. Угловые и тавровые швы
- Расчет тавровых швов:
- Выбор допускаемых напряжений
- Глава II
- Сравнение крепежных и силовых резьб
- 3. По числу заходов нарезки
- 4. Цилиндрические и конусные резьбы
- 5. Метрические и дюймовые резьбы
- Элементы крепежных соединений
- Силовые зависимости в резьбовом соединении
- А) зависимость между осевой силой и крутящим моментом на оси винта иди гайки при завинчивании
- Б) определение кпд резьбы
- Расчет ненапряженных болтов (винтов)
- 2. Расчет напряженных болтов при нагрузке центральной осевой силой
- 3.Расчет болтов при нагрузке поперечной сдвигающей силой
- Вариант б - призонные (плотные) болты или штифты, втулки, шпонки (б), (в)
- 4А. Расчет болтов крепления крышек резервуаров с внутренним давлением
- 5. Расчет болтов при внецентренно приложенной силе
- Резьбовые соединения, работающие при циклических нагрузках
- Допускаемые напряжения в болтах и винтах
- Передача "винт-гайка"
- Шпоночные соединения
- Расчет ненапряженных шпоночных соединений
- Шлицевые соединения
- Расчет шлицевых соединений
- 2.4 Соединение посадкой на конус
- 2. 5.2. Расчет на прочность
- Глава III
- Классификация передач
- Зубчатые передачи получили наибольшее распространение в машиностроении благодаря следующим достоинствам:
- Червячные передачи
- Цепные передачи
- Ременные передачи
- Фрикционные передачи
- Принцип действия и
- 4.7. Особенности расчета косозубых и шевронных цилиндрических передач
- Глава V Червячные передачи
- Глава VI валы и оси
- Расчет валов на прочность
- Предварительный расчет валов
- Уточненный расчет валов
- Определение допускаемых напряжений изгиба в валах
- Расчет валов на жесткость
- Глава VII подшипники
- Основы гидродинамической теории смазки
- Подшипники скольжения Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения
- Смазочные материалы
- Антифрикционные материалы
- Конструктивные типы подшипников скольжения
- Условный расчет подшипников скольжения
- Подшипники качения
- Обозначения
- Глава VIII ременные передачи
- Конструктивные типы ремней
- Сравнение плоских и клиновых ремней по тяговой способности
- Устройства для натяжения ремня
- Расчетные геометрические зависимости в ременной передаче
- Упругое скольжение ремня
- Силы, действующие в ременной передаче
- Коэффициент тяги и кривые скольжения ремня
- Напряжения в ремне и их круговая эпюра
- Расчет ременных передач до тяговой способности
- Глава IX фрикционные передачи
- Геометрическое скольжение
- Вариаторы
- Основания для расчета фрикционных передач и вариаторов
- Глава X цепные передачи
- Силы, действующие в цепной передаче
- Расчет (подбор) цепи
- Глава XI муфты приводов
- Классификация и назначение муфт
- 4. Центробежные.
- 5. Обгонные (автологи).
- Расчет дисковой фрикционной муфты
- Расчет конусной фрикционной муфты
- Глава xіі