logo
PROGRAMMA_otchestv_1

Тема 13.Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века

Отличительные черты творчества мастеров жанровой светописи (съемка на одну пластинку – первейшее назначение техники фотографии в приложении к искусству).

Болдырев Иван Васильевич (1850–1898) - мастер жанровых сцен. Технические и художественные особенности его работ (использование «двухдюймового объектива»). С помощью своих изобретений достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов, награды на Московской выставке (1882), на Международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне (1885).

Каррик Василий (Вильям) Андреевич (1827–1878) - мастер ранней постановочной художественной фотографии. (собирал воедино подробности костюма, быта, чтобы воссоздать картину труда мастерового, крестьянина, уличного продавца и т.д., допускал театральную наигранность). Вместе с Макгрегором поставил репродуцирование картин на профессиональную (коммерческую) основу.

Карелин Андрей Осипович (1837–1906) - классик жанрового портрета, коллекционер изделий народного мастерства. Портрет в интерьере.

Признание достижений русского фотографа в Европе (золотая медаль в Эдинбурге). Изобретательство и научный подход. Изменение фокусного расстояния («рассеивающие» и «собирательные» насадочные линзы). Снимки без искажения пропорций. Проработка деталей в «светах» и «тенях», увеличение.

Инициатор первой художественной выставки в Нижнем Новгороде (1886).

Понятие «карелинский стиль». Серия «Подаяние» (1880).

Ученики С.Г. Соловьев – новатор в области снимков большого размера (прием монтирования жанровых снимков с нескольких негативов) и М.П. Дмитриев.

Дмитриев Максим Петрович (1858-1948) – фотограф-публицист, основоположник жанровой фотографии, документалист.

«Репортажный» метод съемки в портретной и жанровой фотографии. Публицистический фоторепортаж. История создания альбома «Неурожайный год 1891-92 г. в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева» (1893).

Ландшафтные снимки в альбомах «Художественный альбом Нижнего Поволжья» (1894) и «Художественный альбом Нижегородского Поволжья» (1895) и история их создания.

Тема народной жизни в работах Михаила Настюкова, Антона Муренко, выполненных в Поволжье, Михаила Букаря в Оренбургском крае, Иосифа Кордыша в Малороссии (официальное название Украины до 1917), Дмитрия Ермакова в Закавказье и Средней Азии.