3.3. Продукты первичной перегонки нефти
В зависимости от состава нефти, варианта ее переработки и особых требований к топливным и масляным фракциям состав продуктов установок первичной перегонки нефти может быть различным. Так, при переработке типовых восточных нефтей получают следующие фракции (с условными пределами выкипания по преимущественному содержанию целевых компонентов): бензиновые н.к. — 140 (180) °С, керосиновые 140 (180)—240 "С, дизельные 240—350 "С, вакуумный дистиллят (газойль) 350—490 °С (500 °С) или узкие вакуумные масляные погоны 350-400, 400-450 и 450-500 °С, тяжелый остаток > 500 °С - гудрон. Выход топливных и масляных фракций зависит в первую очередь от состава нефти, т. е. от потенциального содержания целевых фракций в нефти. В качестве примера в табл. 2 приведены данные по выход; топливных и масляных фракций из ромашкинской и самотлорской нефтей, различающихся потенциальным содержанием топливных фракций — содержание фракций до 350 °С в этих нефтях составляет около 46 и 50 % (мас.) соответственно (табл.2).
Таблица 3.1.
Температуры выкипания и выход продуктов перегонки нефти на установках АВТ
Продукт (фракция) | Пределы выкипания, "С | Выход фракции, % (мае.) на нефть | |
|
|
|
|
|
| ромашкинская | самотлорская_ |
Газ |
| 1,0 | 1,1 |
Бензиновые фракции | н.к. — 62 | 2,0 | 4,1 |
| 62-85 | 2,7 | 2,4 |
| 85-120 | 4,3 | 4,5 |
| 120-140 | 3,2 | 3,0 |
| 140-180 | 6,4 | 6,0 |
Керосин | 180-240 | 9,8 | 9,5 |
Дизельное топливо | 240-350 | 17,0 | 19,0 |
Широкая масляная фракция | 350-460 | 17,8 | 21,0 |
Гудрон | >460 | 35,0 | 28,4 |
Потери | — | 0,8 | 1,0 |
Рассмотрим направления использования продуктов первичной перегонки нефти и мазута.
Углеводородный газ состоит в основном из пропана и бутана. Пропан-бутановая фракция используется как сырье газофракционирующей установки для выделения из нее индивидуальных углеводородов, получения бытового топлива. В зависимости от технологического режима и аппаратурного оформления первичной перегонки нефти пропан-бутановая фракция может получаться в сжиженном или газообразном состоянии.
Бензиновая фракция н.к. — 180 оС используется как сырье установки вторичной перегонки бензинов (вторичной ректификации).
Керосиновая фракция 120—240 °С после очистки или облагораживания используется как реактивное топливо; фракция 150—300 °С — как осветительный керосин или компонент дизельного топлива.
Фракция дизельного топлива 180—350 °С после очистки используется в качестве дизельного топлива; возможно получение компонентов легкого (зимнего) и тяжелого (летнего) дизельного топлива соответствующего фракционного состава, например 180—240 и 240—350 "С. Фракция 200—220 °С парафинистых нефтей используется как сырье для производства жидких парафинов — основы для получения синтетических моющих средств.
Атмосферный газойль 330—360 °С — затемненный продукт, получается на установке АВТ, работающей по топливному варианту; используется в смеси с вакуумным газойлем в качестве сырья установки каталитического крекинга.
Мазут — остаток первичной перегонки нефти; облегченный мазут (> 330 °С) может использоваться в качестве котельного топлива, утяжеленный мазут (> 360 °С) — как сырье для последующей переработки на масляные фракции до гудрона. В настоящее время мазут может использоваться также как сырье установок каталитического крекинга или гидрокрекинга (ранее применялся в качестве сырья установок термического крекинга).
Широкая масляная фракция (вакуумный газойль) 350—500° или 350— 550 °С используется как сырье установки каталитического крекинга и гидрокрекинга.
Узкие масляные фракции 350—400, 400—450 и 450—500 °С после соответствующей очистки от сернистых соединений, полициклических ароматических и нормальных парафиновых углеводородов используются для производства смазочных масел.
Гудрон — остаток вакуумной перегонки мазута — подвергается дальнейшей переработке с целью получения остаточных масел, кокса и (или) битума, а также котельного топлива путем снижения вязкости на установках висбрекинга.
- Федеральное агентство по образованию
- Нефтегазовый комплекс
- Тюмень 2013
- Тема 1. Подготовка нефти и газового конденсата к транспорту и переработке………………………………4
- Тема 1. Подготовка нефти и газового конденсата к транспорту и переработке
- 1.1. Балластные компоненты нефти
- 1.2. Водонефтяная эмульсия. Методы разрушения
- 1.3. Требования, предъявляемые к нефти перед транспортом. Товарная нефть
- Тип нефти
- Группа нефти
- Вид нефти
- Тема 2. Фракционирование нефти. Определение потенциального выхода фракций
- 2.1.Определение потенциального содержания дистиллятных продуктов перегонки нефти с помощью итк.
- 2.2.Технологическая классификация нефти.
- Тема 3. Процессы первичной переработки нефти
- 3.1. Первичная перегонка нефти на промышленных установках
- 3.2. Классификация установок первичной перегонки нефти
- 3.3. Продукты первичной перегонки нефти
- 3.4. Установки вакуумной перегонки мазута
- Тема 4. Основные направления переработки нефти
- 4.1. Выбор варианта переработки нефти
- Тема 5. Основные свойства природных газов
- Физические свойства газов
- Тепловые свойства газов
- Тема 6. Подготовка и переработка газов
- Способы очистки и осушки газов Абсорбционный метод. Основы процесса
- Тема 7. Методы анализа основных показателей качества природного газа Методы газового анализа
- Отбор и хранение газа для анализа
- Определение плотности газа
- Определение влажности газа
- Определение содержания серы в газе
- Определение теплоты сгорания газа
- Литература