Финикийские печати и скарабеи
Наряду с ювелирными изделиями в финикийских могилах находят печати и скарабеи. К началу железного века существовало два основных вида ближневосточных печатей: цилиндрическая и печатка. В Месопотамии печатка в этот период постепенно вытесняла цилиндрическую печать, но последняя еще не вымерла и сохранялась в регионе до персидского периода. Однако в Финикии к началу 1-го тысячелетия до н. э. цилиндр практически вышел из моды. Несколько цилиндрических печатей начала 1-го тысячелетия обнаружены на восточных финикийских территориях, как на Кипре, так и на материке. Печати родственны современным им сирийским образцам и по большей части довольно неинтересны. На западе небольшое число найденных печатей датируется не позже VII века до н. э. и явно импортировано с востока (не обязательно из Финикии). Цилиндрическая печать применялась для опечатывания глиняных табличек, пока еще они были мягкими и рисунок легко накатывался. Когда глиняные таблички вышли из употребления в Финикии (в Персии они сохранялись по меньшей мере до конца IV века до н. э.) и для письма стали употребляться папирус или пергамент, надобность в цилиндрических печатях отпала и они быстро исчезли.
На востоке с исчезновением цилиндров популярными и преобладающими типами печатей стали скарабей, скарабоид и коноид. Однако популярный азиатский коноид, видимо, не распространился на запад, и на западных финикийских раскопах VII века до н. э. и более поздних мы находим скарабеи и скарабоиды. Сначала они были по стилю в основном египетскими; большинство, если не все, были произведены в Египте, и эта египетская фаза длилась до конца VI века до н. э.
Шесть скарабеев и скарабоидов, пять с восточных площадок и один неотождествленный, датируются временем с IX по V век до н. э. и хорошо иллюстрируют этот период. Только один из них – чисто азиатский по стилю, и нет ни одного греческого. Затем стало преобладать греческое влияние, и узоры скарабеев последовали за новой модой. В истинно греческом стиле выполнены два образца. Однако все еще встречались и чисто финикийские печати, например два скарабея с Сардинии: на одном царь атакует льва, на другом царь или Баал сидит на троне перед горящим жертвенником (рис. 82).
Рис. 82. Два скарабея с Сардинии с рисунками а) Царь, атакующий льва, и b) Царь или Баал, сидящий перед жертвенником. V или IV век до н. э.
По составленной Синтасом таблице, в Карфагене скарабеи и скарабоиды VII и начала VI века выполнялись из фаянса в египетском стиле; с VI до начала IV века также преобладал египетский стиль, но в качестве материала использовались твердые камни (особенно сердолик), стекло, фритта (стеклянная масса) и фаянс; с конца V по начало III века были популярны скарабеи с Сардинии из зеленой яшмы греческого или чисто финикийского стиля, а затем они были окончательно вытеснены скарабеями и скарабоидами из фаянса или фритты в декадентском смешении стилей. Подобные преобразования происходили и на западе, так что скарабеи прекрасно помогают датировать захоронения и различные клады.
Предполагается, что на Сардинии существовали мастерские по изготовлению скарабеев из зеленой яшмы, поскольку именно там их обнаружено очень много, включая и незавершенные образцы. Их часто встречающийся греческий стиль, по моему мнению, противоречит сардинскому происхождению большинства из них, ибо к этому времени карфагеняне очень ревностно контролировали Сардинию. Скорее следует предположить, что скарабеи из зеленой яшмы изготовлялись в Карфагене и на Сицилии. Однако там не найдено мастерских, где могли бы изготовляться эти маленькие печати-амулеты. Может быть, некоторые пришли даже с востока.
Печатки носили оправленными в кольцах или подвешенными к ожерельям либо браслетам. Не все они использовались как печати. Однако по меньшей мере скарабеи, оправленные в золотые или серебряные кольца и легко поворачивающиеся, имеют отношение к сфрагистике (науке о печатях и печатках) и не были просто украшениями или амулетами.
Даже используя их как печати, владельцы часто довольствовались рисунком и не наносили на них свои имена. Однако на некоторых скарабеях, как восточных, так и западных, есть финикийские именные надписи. И когда мы встречаем надпись, то можем быть уверены, что этот предмет – печать, а не просто амулет.
- Харден Дональд Финикийцы. Основатели Карфагена
- Предисловие
- Глава 1 народ, его происхождение и связи
- Глава 2 география
- Глава 3 история финикийцев на их родной земле
- Глава 4 финикийская колонизация
- Глава 5 карфаген: основание и история
- Глава 6 правительство, конституция, социальное устройство
- Глава 7 религия
- Храмы и святилища
- Жрецы, ритуалы
- Погребальные традиции, могилы и саркофаги
- Глава 8 язык, шрифт, тексты
- Глава 9 военные действия
- Глава 10 города
- Глава 11 ремесленное производство
- Сельское хозяйство
- Лесоводство и деревообработка
- Добыча и использование камня
- Ткани и окрашивание
- Металлообработка
- Керамика
- Стекольное производство и глазурование[31]
- Резьба по кости и слоновой кости
- Глава 12 торговля и исследования
- Общение и торговля с менее цивилизованными народами
- Монетная система
- Корабли
- Географические исследования
- Глава 13 искусство истоки
- Конец бронзового века
- Метрополия. IX век и более поздний период
- Резьба по слоновой кости
- Декорированные металлические чаши
- Металлические статуэтки и каменная скульптура
- Финикийское искусство на кипре
- Искусство западной финикии
- Терракота
- Каменная скульптура
- Художественная работа по металлу
- Изделия из слоновой кости
- Раковины
- Финикийское ювелирное искусство
- Финикийские печати и скарабеи
- Примечания
- Примечания