logo search
Продолжение лекций

Вопрос 5 Технико-экономические показатели транспортного хозяйства и пути их улучшения

К основным технико-экономическим показателям транспортного хозяйства относят:

а) показатели работы транспортного хозяйства: объем перевозок; производительность труда; себестоимость 1 т/км; себестоимость 1 машино-часа работы транспортного средства; годовые затраты на 1 т. грузооборота; удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимости продукции;

б) показатели состояния транспортного хозяйства: объем перевезенных грузов на 1 гривну выпуска товарной продукции; объем перевезенных грузов на 1 транспортного рабочего; соотношение между количеством транспортных и производственных рабочих; удельный вес стоимости транспортных средств и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ в общей стоимости оборудования и т.д;

в) показатели эффективности использования транспортных средств: коэффициент использования времени работы транспортного средства; коэффициент использования пробега (отношение длины пробега транспортного средства с грузом к общей длине пробега); коэффициент использования грузоподъемности, средняя скорость движения транспортных средств и т.д.

Основные направления совершенствования транспортного хозяйства:

Выводы

1 Транспортное хозяйство - совокупность общезаводских и цеховых подразделений, предназначенных для перемещения людей и грузов вне территории предприятия, между цехами, участками, рабочими местами и операциями технологического процесса.

2 Состав транспортного хозяйства зависит от особенностей выпускаемой продукции, типа и масштаба производства, производственной структуры предприятия, уровня кооперирования с транспортными организациями.

3 Главная задача транспортного хозяйства - бесперебойное перемещение людей и грузов в сроки и по маршрутам, обусловленным требованиями производственного процесса при наименьших затратах на погрузочно-разгрузочные и транспортные операции.

4 Значение транспортного хозяйства связано с тем, что транспортные операции являются важнейшей составной частью производственного процесса; большой объем тяжелых физически и малопривлекательных погрузочно-разгрузочных работ на транспорте является резервом повышения эффективности производства; на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах занято от 30 до 50 % вспомогательных рабочих.

5 Классификацию транспортных средств проводят в соответствии с признаками (критериями): по назначению перевозок (по сфере обслуживания); по способу действия (по режиму работы); по направлению перемещения грузов; по видам транспортных средств; по уровню механизации и автоматизации транспортных процессов.

6 К основным показателям, характеризующим работу транспортного хозяйства, относят грузопоток и грузооборот. Грузооборот - база для определения объема работ, выполняемых транспортными средствами.

Для определения общего грузооборота предприятия и отдельных грузовых потоков составляется "шахматная ведомость". По данным шахматной ведомости составляется диаграмма (схема) грузопотоков, т.е. графическое изображение в масштабе данных шахматной ведомости на схеме генерального плана предприятия.

7 Выбор и расчет транспортных средств на предприятии проводится в два этапа: этап _ - выбор вида и типа транспортных средств и средств механизации погрузо-разгрузочных работ; этап __ - проведение расчетов.

Информация, необходимая для выбора транспортных средств, включает: характеристику перевозимых грузов (что перевозим?); сведения о маршрутах (куда перевозим?); данные об объемах перевозок и режиме перевозок (сколько и в какой срок перевозим?); данные, характеризующие транспортные и погрузочно-разгрузочные устройства (на чем перевозим?).

Расчет количества транспортных средств прерывного действия (автомобили, автопогрузчики, электрокары и т. д.) проводятся на основе наибольшего суточного грузооборота. Расчет количества транспортных средств прерывного действия (конвейеры) проводится на основе часовой производительности транспортного средства.

8 Организация работы внутризаводского транспорта включает: выбор системы организации перевозок; осуществление подготовительных работ; управление ходом работы транспортных средств и выполнением погрузочно-разгрузочных работ.

Планирование работы внутризаводского транспорта состоит в разработке плана транспортного хозяйства. План устанавливает: объем перевозок, потребность в материалах, общую трудоемкость работ, затраты на транспортировку грузов и основные технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства.

9 К основным технико-экономическим показателям транспортного хозяйства относят: показатели работы транспортного хозяйства; показатели состояния транспортного хозяйства; показатели эффективности использования транспортных средств.

10 Основные направления совершенствования транспортного хозяйства: внедрение нового и совершенствование старого оборудования; внедрение единых транспортных систем; совершенствование планирования; использование стандартной сборно-разборной тары; совершенствование техобслуживания; совершенствование управления транспортным хозяйством.